Арсений Капостный, газета «Молодогвардеец»
Прошлая неделя ознаменовалась прямо-таки ядерной вспышкой интереса интернет-сообщества к столпам демократии по-лугански. Сразу к обоим. Сначала, как и положено, по старшинству, Виктор Тихонов пообщался с корреспондентом «Главреда». А там и младшенький «столпик» Ефремов отметился на веб-конференции сайта «Обозреватель». Это радует: давно пора «луганским» заявить о себе в полный голос! Жаль только, что щедро изливая на собеседников водопады фраз, «столпы» оказались чрезвычайно скупы на свежие мысли. Ну, ни одной такой, которой мы бы не слышали от них за последние года два. Но… Читатель знает давнюю и трогательную привязанность «Молодогвардейца» к вышеупомянутым персонажам. Не откликнуться на этот медиа-дуплет (или «дуэт»?) было просто выше наших сил
«Что с памятью моей…»
Вот и первый повод откликнуться. Тихонов: «Мы с Ефремовым 11 лет управляли Луганской областью и, знаете, нам в сутках не хватало 24 часов…» М-да… Если от нынешней даты отнять 11 лет, получится осень 1995-го. Технический директор швейной фабрики производит вертикальный карьерный взлет и приземляется в кресло первого заместителя облгосадминистрации. Вообще-то первый зам – не первое же лицо, однако, зная особые отношения Виктора Николаевича с Леонидом Даниловичем, готов допустить: реально с этого времени (и по сей день) именно он руководит областью, а не его формальный начальник Геннадий Фоменко. А мы головы ломаем: на чью персональную шею повесить ответственность за истребление половины (!) угольных шахт Луганщины. Да вот же они, болезные: первый, конечно, Кучма, а сразу следом-то за ним – Тихонов с Ефремовым. Больше некому: правительства чуть не каждый год менялись, а эта не вполне святая троица больше десяти лет в своих креслах пребывала безвылазно.
Но тут младшенький заупрямился. Отвечая какому-то Smok’у, он попытался отмазаться: «Тихонов действительно проработал в области 11 лет, я же – 8». Снова не стыкуется. Розовощекий «комсомолец» Саша Ефремов (самый юный на то время «губернатор» – 44-х годков от роду) возглавил область в апреле 1998-го, а ушел «по собственному желанию» в январе 2005-го. И семи лет не выходит. Или Александр Сергеевич хочет нас уверить, что с января 2005-го по апрель 2006-го являлся теневым руководителем отставленного от него региона? Тогда понятно, почему он столь безоглядно льет помои на своих преемников: следы замывает.
Кстати, чем конкретно занимались «вожди» по 24 часа в сутки? Тихонов: «Мы не думали, кто в какой партии – мы на эти темы даже не говорили. Мы встречались и начинали с того, где что провалилось, где какая авария случилась, где не посеяли… Вникали в каждую проблему, где надо – помогали». Так, с чего начинали - понятно: у них, оказывается, все время что-то где-то проваливалось. И они тут же отправлялись в поля. Представляете пейзажик: плохо вспаханное поле, а на нем – два сеятеля. Один высокий, другой поменьше, оба в лаптях, короба через плечо… Гей, пейзане!..
«Мы на горе всем…»
У соратника же его свои воспоминания о тех счастливых днях. Оказывается, он кабинетных бесед не вел. Наоборот, вел «многочасовые мои дебаты на площадях в порой замерзших городах». Да уж… Завидую такому комсомольскому задору экс-губернатора, но ежели по несколько часов трепаться на морозе, так в сутках и сорока часов не хватит. Тем более что вести следовало несколько иные дебаты, и совсем в других местах. И хорошо бы уточнить, по чьей вине города мерзнут. А то про Алчевск он нам вполне доходчиво объяснил, а кто в ноябре 2001-го сразу шесть «алчевсков» на Луганщине устроил, и не вспомнил.
Что же касается дел партийных… Александр Сергеевич столько раз публично бравировал своей преданностью Народно-демократической партии, что даже я возроптал, когда он ее бросил. В момент кризиса и отнюдь не по идейным соображениям (да и кто найдет различия в «идеях» НДП и ПРУ). Отвечая все тому же Smok’у, Ефремов не похвастал: «…в 2004 году мы шли на выборы, и люди тогда нам доверили более 90% своих голосов…». Зачем тогда он рвал когти из родной НДП? Такая поддержка – если считать, что это персонально им с Виктором Николаевичем так доверяли луганчане – в одной области гарантировала партии преодоление 3%-й планки с запасом. Тогда блудные ее сыны получили бы вожделенную неприкосновенность, а «идеи» дважды демократов – парламентскую трибуну. Но «вожди» предпочли перебежать к сильнейшему. Может, оратор слегка погорячился, уверяя собеседника в своей популярности?
Да и на чем она, интересно, основана, эта популярность. Как ни уговаривал Smok его, этого «властителя дум», ответить: «…что лично вы и лично Тихонов такого полезного сделали для Луганщины, только перечислите конкретные дела, чтобы можно было поехать и посмотреть своими глазами и потрогать своими руками. Только не поминайте всуе Линос и АМК, там заслуга не ваша, а инвесторов» – тот ничего конкретного вспомнить не сумел. А потому «помянул всуе то, чего ему поминать не советовали. Мол, «если вы думаете, что те же Линос и АМК в 1996 году были благополучными предприятиями, Вы глубоко ошибаетесь. Мне стоило большого труда найти инвесторов, которые бы согласились в тот период прийти на эти предприятия. Кстати, во всех высоких министерствах как Украины, так и России, в тот период судьбу этим предприятиям прочили лишь на металлолом. И только мы верили, что справимся с проблемой и порой шли напролом».
А мы все головы ломаем, какой это… самородок крупнейший в Европе нефтеперерабатывающий завод сбагрил американцам за полста миллионов гривен? «Видите ли Шура…» Дело в том, что в 1998 г. к руководству Тюменской нефтяной компанией пришли умелые парни из тесно связанной с американским бизнесом, но формально российской «Альфа-групп» – и чисто американской Access Industries. Президентом ТНК стал американский гражданин Семен (Саймон) Кукес. И тут же обновленная компания провозгласила новую стратегию, где, среди прочего, значилось и расширение производственной базы нефтепереработки.
В этих условиях украинскому правительству достаточно было продемонстрировать немного хладнокровия, чуточку профессионализма (с двумя «с») – и «тюменские» американцы осыпали бы Украину золотым дождем. Как Лакшми Миттал пять лет спустя. Но тут возникает некий не в меру резвый губернатор из «комсомольцев» и начинает прошибать лбом то ли двери, то ли сразу стены высоких киевских кабинетов («порой шли напролом»), а заодно и в Москву мотается с челночной регулярностью. «Уговаривает». Тут не надо быть Кукесом, чтобы смекнуть: «Да эти тупые хохлы даром завод отдадут!».
И это я еще самый благоприятный (для Ефремова) сценарий нарисовал. Потому как может возникнуть вопрос насчет бескорыстия высокочиновного лоббиста…
«Я памятник себе…»
Другие конкретные дела есть в загашнике? А то: «
…и Образ Божьей Матери, который мы все вместе поставили в центре областного города, и памятник Тарасу Шевченко, который мы поставили в непростой ситуации за одну ночь, и памятник князю Игорю, и дорогу на станицу Луганскую, и много еще чего …». Строго по Салтыкову-Щедрину: «Размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов». Если не считать «и много еще чего» – не густо. Да, насчет Тараса... Основная «заслуга» Ефремова в этом деле единственно состоит в том, что он и доднесь не вернул городу Луганску 2 млн. грн. Памятник-то собирались ставить на паях город и область, аккурат к открытию Шевченковых дней на Луганщине в мае 1998-го. А тут коммунисты: не пустим на площадь героев ВОВ вашего бандеровца-Кобзаря! С ветеранами договорился мэр Анатолий Ягоферов, пообещав (и выполнив обещание) реконструировать памятник напротив. Тараса тоже поставили, но исключительно за деньги луганчан. Наверное, наш «монументалист» решил, что его интернет-рассуждения станут читать исключительно по месту расположения редакции «Обозревателя», где плохо знакомы с деталями бурной его деятельности. А прочитали мы…
Из всей деятельности луганских «столпов» Украина знакома разве что с «северодонецким» ее этапом. Но тоже недостаточно. В противном случае журналистка «Главреда» несколько по-иному ставила бы вопросы. Так сказать, «в контексте». «Допустим, промышленно развитые области работают активно и платят налоги в казну, – злобно просвещает собеседницу Тихонов. – А западные? Там же 50-70% людей уехали, зарабатывают себе лично деньги за рубежом, потом привозят их контрабандой, тратят на себя, не заплатив ни копейки налогов и т.д. А потом у государства просят дотации на содержание больниц, учебных заведений и т.д. и т.п. …И вот так на протяжении многих лет: одни области из себя выходят, строят шахты, развивают промышленность, люди работают в жестких условиях, в четкой системе дисциплины… А в других работают когда хочу, сколько хочу и при этом еще и не платят налоги».
Это в какой же области Виктор Николаевич шахтное строительство увидел? Последнюю Кучма запускал по случаю президентской кампании в далеком 1999-м, да и та была банальным советским долгостроем. Или это пресловутые копанки Тихонов величает шахтами? Не знаю, на каком из потолков Верховной Рады прочитал он о 70% уехавших «западенцев», а вот в замороженных им с Ефремовым шахтерских городах (кем же еще – это ведь они 11 лет «руками водили» регион) возникла проблема с восстановлением отопления: слишком много пустующих квартир. Невозможно поменять батареи – зальет весь дом до самого подвала. И куда это поделись их обитатели? Уж не за криминальной ли валютой рванули – из ефремо-тихоновского рая?
Откуда у народного депутата столько злобы по отношению к жителям Западной Украины? Потому ли, что там свободно говорят по-украински – или все дело в том, что они мешают ему реализовать переношенную «федералистскую» идею? То есть такую, когда всякий удельный князек (разумеется, «демократически избранный») сможет творить в «своем» уделе что душа пожелает, не оглядываться ни на генерального прокурора, ни на премьера, ни на президента. Которого, если повезет, будут избирать в тихоновой «палате регионов». Подозреваю, оба чувства обуревают Виктора Николаевича, так сказать, в диалектическом единстве. Или это так на него подействовали события скоро уж двухлетней давности?
«Ты помнишь, товарищ...»
Куда ж тут денешься от Северодонецка… Правда, «главредша» обошлась с Тихоновым довольно деликатно. Зато Ефремову вопросы ставили прямо в лоб. Некто Вартан: «Вам не стдно за федерастический сьезд в Северодонецке. И будете ли Вы с федерастом тихоновым подставлять Луганщину в дальнейшем» (так – с ошибками – на сайте). Ответ: «
Нет, мне не стыдно за съезд в Северодонецке. Более того, я горжусь тем, что в непростое для государства время я принимал участие в работе данного съезда».
Что до морально-политического бесстыдства «комсомольцев» – это у них что-то вроде наследственной болезни, корнями уходящей в дедушку Ленина. Перестреляли уйму народа – «а глаза такие добрые-добрые». Загнали крестьян в рабство – глаза еще добрее. Поставили страну на грань гражданской войны… Но кто мне внятно объяснит, чем может гордиться делегат того съезда? Тем, что за откровенный идиотизм отдельных его коллег тут же не повязали простынями и не упрятали в места, где идиотам быть надлежит? «Я уверен, – радостно сообщает Ефремов, – что пройдет время и история все расставит на свои места». А зачем ждать вердикта истории, которая, как известно, ничему в принципе научить не может. Давайте просто посмотрим на «результативность» «ледового сборища». Прочитаем единственную принятую там резолюцию и оценим, что удалось реализовать, чего не удалось. Чтобы не тратить лишнюю газетную площадь, интересующихся отошлю к «вождям» – пусть они публикуют стенограммы. А от себя скажу: не удалось ни-че-го.
Ни создать «Межрегиональный Союз органов местного самоуправления и региональных властей», ни «исполнительный орган межрегионального союза с дислокацией его в г. Харькове» (разве что подпольный), ни, тем более, «провести 12 декабря текущего (2004-го – А.К.) года референдум, на котором рассмотреть вопросы статуса территорий». Это такой своей «федерастической» импотенцией следует гордиться делегатам? Дело вкуса, конечно, но неужели Ефремову, как бывшему банкиру, не было мучительно больно за бесцельно выброшенные на ветер бабки? Чай, не дешевое это удовольствие – привезти, разместить, накормить и обогреть «нескольких тысяч депутатов, принимавших участие в данном съезде». За чей счет осуществлялось сие «пиршество духа», а Александр Сергеевич? Есть у меня такое смутное подозрение, что ваши с Виктором Николаевичем кошельки после 28 ноября 2004 года не слишком истощились… А бюджетные закрома?
Вы знаете, один, достаточно четкий, как теперь говорят, «мессидж» у Тихонова я таки прочел. Между строк, правда. Он явно разочарован поведением лидеров своей нынешней партии. Ему-то казалось, что Янукович, сразу по восшествии в премьерское кресло, разорвет Ющенко на мелкие кусочки. Равно как и Украину – к его (Тихонова), полному удовольствию. А тот вздумал изображать из себя общенационального лидера, заигрывать с «оранжевыми»... Заявить публично о своем разочаровании у Виктора Николаевича духу не хватает, вот он и пытается сразить публику своими «идеями», кои моль облюбовала вскорости по окончанию Второй мировой. Тут и «вторая палата», и избрание президента парламентом. А когда он чуть не по-киплинговски выдал откровение насчет несовместимости Запада и Востока Украины… После этакого пассажа никакая Генпрокуратура не отмажет его от подозрений в сепаратизме. Хотя вряд ли это сепаратизм. Здесь что-то другое, более… личное.