Новости Луганска и области

 



На главную
ПОЛИТИКА

Гапочка занят «определёнными региональными проблемами»: «сидит, курит и ждёт»

Куда уходят политики: Николай Гапочка

«Реальная газета» открывает новую рубрику: «Куда уходят политики». Хотя круг политиков в области и не очень широк, в связи с некоторыми изменениями на политической карте Украины, достаточно большое количество луганских экс-ньюсмейкеров сейчас находится в тени, вне политического контекста. Но большинство из них наверняка рассчитывает на то, чтобы когда-нибудь вернуться, сменив амплуа. Наш первый собеседник — экс-зампред ОГА, экс-народный депутат, один из самых одиозных и крепких на словцо политиков области Николай Гапочка. Мы встретили его в областной государственной администрации в день приезда министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко. Гапочка говорит, что они друзья…

Сразу хотим предупредить читателей, что мы старались передавать слова собеседника максимально близко к оригиналу. А из песни, как говорится, слов не выкинешь...

— Николай Михайлович, вы были народным депутатом, были и кандидатом на должность луганского городского головы. Сейчас вы вне публичной политики. Связываете ли свое будущее с возвращением на эту арену?
— Многие трезвые умы сейчас вынашивают идею о том, что в нашем государстве должна появиться новая политическая сила. Ведь коммунисты «отходят», а социалисты, как показали последние выборы, «не приобретают». Я убежден, что регионалы — это пока что несостоявшаяся политическая вила, многие там оказались ситуативно, на волне противостояния, как и у Тимошенко, кстати. Там абсолютное большинство людей, принявших решение в силу обстоятельств. Я не могу сказать, что эта партия (ПР — авт.) развалится, но ее ждет тернистый путь. А какие там внутренние течения будут, если они вдруг окажутся неправящей партией?

Сейчас две политические силы в Украине балансируют. У нас никто не знает, для чего Янукович как человек идет в премьеры — это же каторга. Это из той же серии, как больной спрашивает доктора: доктор, я жить буду, а тот ему говорит: а смысл? Я видел, как работают премьеры — и Тимошенко, и Янукович… Человек не принадлежит сам себе. Для чего идут во власть? Многие спрашивают у меня: «Власть — это тяжело?» Я говорю, что да. Они тогда снова спрашивают: а чего вас туда несет? У нас, славян, в крови то, что мы должны быть выше хоть кого-нибудь. Я привык удостоверение показывать, и все ворота открывались, а тут удостоверения нет и ворота не открываются. Вот в этом наша проблема…

Но произошло то, что произошло, и в результате на этой территории образовалась такая мощная политическая сила, как «регионы». А партий как таковых нет. Социалисты на протяжении последних 15 лет в Украине не получают стабильной поддержки — у них рейтинг то чуть выше, то чуть ниже — они балансируют. «Эсдеки» получали больше — но лопнули, как мыльный пузырь. У нас политические силы — это личности. Вот был Медведчук, нагнал волну в СДПУ(о), потом «стратил» в борьбе с Ющенко, его все бросили и ушли. Та же Тимошенко, когда я ей говорил о том, какой должна быть политическая сила, отвечала мне, что даже если назовет свою партию «Руді миші» — люди будут голосовать. Потому что главное — это личность, индивидуальность.

На предыдущих парламентских выборах огромный авторитет региональной власти был положен на то, чтобы избрать 11 из 12 мажоритарщиков из тех, на кого указали вожди. Но я считаю, что они должны были определить не персоналии, а политическую силу, назвать ее «Партией борцов за справедливость», или «Луганчане», или «Пархоменко», и крикнуть клич. И наш миллион голосов положить на политическую силу, люди поддержали бы. Получили бы 15-17 депутатов, по сравнению с которыми «регионы» были бы пацанами.

— То есть нужно было создать «луганскую партию»?
— Да!

— Недавно один из нардепов, Иванов, говорил, что практика существования депутатской группы луганчан себя не оправдала.
— Три года эта группа была эффективна, но проблема была в том, что нужно было 14 человек, а нас было 11. Йоффе сразу «соскочил», Тополов — через определенное время, и мы себе в «Союз» добирали и днепропетровских, и херсонских, и поэтому фракция не была чистой. Но мы ее удерживали. И три года Иванов с Ефремовым говорили, что «жить стало лучше, жить стало веселей», потому что есть луганская депутатская группа…. Сейчас нормальные люди, которые хотят видеть стабильность в обществе, хотят сформировать политическую силу, которая была бы движима интересами общества.

— То есть вы сейчас этим занимаетесь?
— Я не могу сказать, то я этим занимаюсь, но я поддерживаю такую позицию.

— На какой политической платформе будет базироваться эта партия?
— Думаю, что она будет центристской. Я говорю о концентрации патриотических центристских сил, чтобы движимы были интересами общества, раз мы уже выяснили, что политические силы определяют государственность и власть. А сейчас такой силы нет. Я, например, никогда не думал, что Литвина не выберут — а получился конфуз, который для меня стал полной неожиданностью. И СДПУ(о), и Республиканская партия Бойко, в которую он меня агитировал первым замом, не прошла. Все досталось «регионалам». К следующим парламентским выборам я планирую оказаться в партии, которая создана не под вождя. Те же партии, что уже «лопнули», уже не вернутся, и на следующих выборах больше 10 партий не будет, «карманные» уйдут. Они во всех смыслах карманные — мелочь по карманам «растырили», поделили, на выборах сгорели, и на этом закончилось.

— Кто еще разделяет ваши идеи по формированию новой политической силы?
— Это вопрос не регионального уровня.

— Чем вы заняты сейчас? Бизнесом?
— Скорее, определенными региональными проблемами. Я, как говорится, сижу, курю и жду. Я себя критически оцениваю, у меня много в жизни недостатков, но много и преимуществ. Одно из моих достоинств в том, что меня еще ни разу ни откуда не выгоняли и я ни разу не просил, как актриса Елена Воробей, «Ну возьмите меня!». Было несколько предложений, но считаю, что они не для меня. Люди моего возраста знают практику прихода к власти, а как из нее выходить — никто не знает. Никто не пробовал. Я хочу проэксмпериментировать. Будучи во власти, я не допускал, что не попаду в нее — но я не пошел в парламент. Потому что когда я два месяца просидел «на стажировке» во фракции Тимошенко, я понял, что парламент будет акционерной компанией двух-трех политических партий — так и получилось. Если бы я положил Тимошенко карточку, был бы в списке БЮТ под номером 40. Но мне этого не надо, и я это вовремя понял. Я просто не пошел — подавил в себе это. Сейчас подавляю другое, и обязательно справлюсь. И если буду жив-здоров, то попаду в парламент, но когда мне уже будет более-менее все равно, а пока я борюсь. Было бы намного больнее, если бы я два созыва просидел — а потом вышел, а все уже — никому не нужен. Я после одного созыва вышел в бреющий полет — и нормально. Вот для Борзых будет тяжело — после пяти созывов шестого не будет — а он уже ничего не может. А я могу все!

— Сегодня в Луганске Юрий Бойко, вы поэтому в ОГА?
— Мы с ним договорились тут встретиться.

— Вы собираетесь работать с новой командой управленцев в области?
— Для меня они не новые! Я работал и с Рисухиным, и с Антиповым.

— В аппарат ОГА не собираетесь?
— Нет. Выражение о том, что два раза в одну воду не входят — правильное. Можно физически зайти, но морально не получается. Я вижу: те, кто во второй раз в этой воде, им кисло. Есть уровень, который уже пройден. И если просто идти работать, это одно… Но поезд ушел. Некоторые еще на мне хотят воду повозить, но я так не хочу. Я хочу если что-то и делать, то приносить пользу. Я отчетливо понимаю, что есть у любого политика взлет, полет и падение. Я хочу приземления. Я реальный человек, который понимает ситуацию. Мне 55. Как говорится, «на закате ходят парами»… Но поработать и принести пользу я еще могу. Я поработал во власти и тут, и там. У меня есть опыт — я могу помочь, поддержать. И уже не буду никого подсиживать. Было несколько предложений, которые мне, по моим понятиям, не подходят. Предлагали в Госрезерв вернуться, и замом к Зайчуку в Пенсионный Фонд, — это мне не по характеру, еще звали замом в Министерство строительства. Но я уже побыл «под куполом», с Януковичем был на равных, на «ты», с Морозом и с Бойко мы друзья, друг другу помогали. А сегодня надо говорить «как скажете» и держать за руку. Я не хочу так и не могу.

— Вы достаточно откровенны в своих заявлениях. Страдаете ли вы от других политиков за свои высказывания?
— Я знаю, от кого я пострадал на этих выборах из «регионов». Я знаю, кто писал записки Януковичу, что Гапочка — сукин сын. На каком-то этапе этот человек вошел сюда раньше, но я его обошел и ушел вверх. Он мастер закулисных игр, просто гадил и не больше.

— Вы сейчас больше времени проводите в Киеве или в Луганске?
— Поровну, но в Луганске больше. Я большой патриот Луганщины, я на нее положил лет 10 своей жизни. У меня сейчас одна проблема — появилось свободное время, и я не знаю, чем себя занять…

Беседовала Ирина Никифорова, «Реальная газета Ижица»


 
Другие материалы по теме:

30.10.2006, 16:04 Экс-нардеп Николай Гапочка занимает себя тем, что тихо злобится на Партию регионов, из-за которой не получил мандат

17.05.2006, 15:05 Проигравший выборы в мэры Луганская Н. Гапочка не прочь занять губернаторское кресло

23.02.2006, 15:36 Программы кандидата на должность Луганского городского головы. Николай Гапочка