Словосочетание «кадровый резерв» вроде как и не из нашего времени. Нам привычней уже формулировка «в стране отсутствует система подготовки руководящих кадров». Но, к счастью, она не совсем верна. Давно нет
ВПШ, но есть Академия госуправления при Президенте Украины. Да и центры повышения квалификации для тех, кто числится в том самом «кадровом резерве», тоже действуют. Другое дело, что в самой державе пока нет четкого и окончательного видения: как должна быть организована в ней система власти и отношения между ее структурами? Отсюда и многие проблемы.
В Луганске такой центр последипломного образования недавно завершил очередной курс для очередной же группы «резервистов».
— Наша структура единственная в Украине имеет право еще и на обучение депутатов, — уточняет директор центра Геннадий Чунихин. — По заказу любого местного совета можем разработать и провести курс лекций и семинаров, привлечь специалистов. С нами сотрудничают практически все — налоговики, силовики, финансисты. Сейчас вот Кременский (Кременской на самом деле, — ред.) совет заказал курс по взаимоотношениям с НАТО. Готовимся…
Практически всю процедуру, исключая разве что проезд лекторов на место, финансирует Луганский областной совет. Казалось бы, депутаты не должны бы игнорировать такую возможность и в очередь записываться на обучающие курсы. Ведь все вместе мы уже давно высмеяли лозунг про управляющую страной кухарку. Причастились старой европейской демократии. И согласились с тем, что власть все-таки должна быть профессиональной.
— Но нынче закон, к сожалению, не требует даже для госслужащих обязательного повышения квалификации (более того, до сих пор не проверяется, умеют ли "во-власть-идущие" связно выражать свои мысли и писать, — ред.), — говорит Геннадий Владимирович. — А с депутатами ещё сложней. Как правило, они считают себя достаточно подготовленными специалистами. И чаще всего так оно и есть — в сфере их профессиональной деятельности. Но депутатская работа — отдельная специальность! Даже деньги в собственной бизнес-структуре и в местном бюджете считаются и тратятся совершенно по-разному…
Согласитесь, это нонсенс: ни врача, ни школьного учителя к работе не допустят, если он в срок не пройдет повышение квалификации. А серьезнейшие общественные, а то и государственные вопросы мы иногда доверяем решать людям, не имеющим порой приличного образования.
С одной стороны, согласно Конституции, любой из нас может быть избранным в органы власти. Следовательно, ограничивать эту возможность, устанавливая какие-то образовательные цензы, означает нарушать Основной Закон и принципы демократии. Но сколько же можно покупаться на предвыборные обещания кандидатов навести порядок, а после выборов глядеть на «победителя», растерявшегося от обилия полученных в довесок к желанному креслу проблем?!
— После недавних выборов советы более 120 сёл и поселков области возглавили новые люди, не работавшие ранее в местном самоуправлении, — рассказывает Геннадий Чунихин. — Мы пригласили их к себе на обучение. Приехали процентов девяносто. Остальные, видимо, сочли, что и так все знают. Зря… Те, кто позанимался с нашими специалистами, признались: они наконец более-менее четко представили и свои задачи, и полномочия, и возможности!
И поняли: депутат — не обязательно «выбивала» каких-то благ для своих земляков и не альтруист-олигарх, отсыпающий их, что называется «от щедрот». Депутат — тот, кто профессионально работает над созданием условий — законодательных, социальных, экономических, в которых каждый из нас сможет реализоваться и добиться желаемого сам.
Акцент — на слове «профессионально»!
Сайт Луганского областного совета