Новости Луганска и области

 



На главную
Культура, наука, образование

Заслуженный артист Украины луганчанин Дмитрий Витченко отмечает в нынешнем году 50-летие творческой деятельности

Наталия Кононова, «Молодогвардеец», №3 (93) 19.01.2005

ВЫЗОВ БОГАМ И ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ
Через испытание ролью Ленина прошел известный украинский актер Дмитрий Витченко

Дмитрий Витченко
Дмитрий Витченко

Актеру из Луганска, заслуженному артисту Украины Дмитрию Витченко, который в нынешнем году отмечает 50-летний юбилей творческой деятельности, довелось в 90-е годы ХХ века взять “эстафету” из рук знаменитых Щукина и Штрауха, монополизировавших в советское время право играть Ильича.
Можно сказать и так: Витченко — первый и последний украинский актер, сыгравший Владимира Ленина в “серьезных” послеперестроечных художественных фильмах: двухсерийном “Ленин в огненном кольце” и “Потерянный рай”. К слову, после одиннадцатилетнего “ареста” первый из них, наконец, в 2004 году “вернулся” к народу, будучи показанным по первому каналу национального телевидения


Дебют в кинематографе

— Для представителей старшего поколения не секрет, насколько «знаковой» и «переломной» для актеров советского периода была роль Ленина. Я слышала, что и Щукин, и Штраух, и Каюров после этой роли мгновенно получили совершенно особый — привилегированный статус (не говоря уже о почти мгновенной обрушившейся на них славе). «Лениниана» отразилась на вашей биографии?

— Да, но скорее со знаком минус. В моей творческой жизни было две этапные роли. Безусловно, одна из них — это роль Ленина. А перед этим я сыграл прообраз донбасского писателя Владислава Титова, который, оставшись после аварии на шахте без обеих рук, написал, зажав карандаш в зубах, знаменитую повесть «Всем смертям назло». Эту роль в целом мне довелось сыграть более 500 раз. Более того, мы подружились семьями, стали кумовьями, долгие годы вместе встречали праздники. Безусловно, это две стержневые работы в моем творчестве. Но если после роли Титова для меня начались как бы сплошные «праздники» — например, я получил множество наград, стал лауреатом премии имени «Молодой гвардии» и имени Николая Островского, отправился в творческую командировку в Германию, получил звание заслуженного артиста Украины и так далее, то моя, как вы говорите, «лениниана», появилась в трудные для страны годы. Фильм «Ленин в огненном кольце» создавался в 1992 — 1993 годах в обстановке, как тогда говорили, «сумасшедшей антисоветской истерии», когда рушились памятники и царил дух смятения. В этом фильме нужно было показать вождя пролетарской революции в последние годы жизни, начиная с конца 1918-го, когда Ленин уже тяжело болен и находится, как говорится, на смертном одре. И вот в этот момент он начинает анализировать прожитое…
Не могу не сказать, что «истоки» работы над образом Ленина начались в начале 30-х годов, тогда эту сложную и почетную миссию взяли на себя известнейшие актеры Щукин и Штраух. Я к роли Ленина в кинематографе пришел через Луганский областной драматический театр. Туда меня, восемнадцатилетнего токаря, сыгравшего в самодеятельном спектакле «Не все коту масляница» Островского роль Ипполита, пригласил в 1955 году главный режиссер театра, народный артист Украины Петр Иссидорович Ветров. А в первом спектакле я говорил всего четыре слова: « Товарищ военврач. Вам телеграмма!». И все переврал от волнения.

После учебы в Московском государственном институте театрального искусства имени Луначарского я вновь вернулся в Луганский театр. Позднее играл роль Ленина в спектакле по пьесе Шатрова «Именем революции» , по пьесам Федора Вольного, Николая Погодина. Кроме того, в те годы традиционно в программы праздничных концертов обязательно включались патриотические сцены из спектаклей, и я часто играл роль Ленина.

— Почему именно актеру из «глубинки» доверили на старте новой эпохи столь ответственную роль в фильме, который уже на стадии съемок находился под пристальным вниманием международной прессы и политиков?

— В фильм «Ленин в огненном кольце», снятом на студии имени Довженко в 1993 году, я попал можно сказать случайно. Так многое в жизни бывает. Кстати, эта роль стала и моим дебютом в кино. А дело было так. Когда-то я служил на флоте вместе с Володей Артеменко, который стал впоследствии режиссером научно-популярных фильмов. Я видел некоторые его работы, и они мне нравились. Володя тоже видел некоторые мои работы. Например, как-то увидел меня в роли Васкова в спектакле «А зори здесь тихие...» и сказал: «Дима, если я когда-нибудь буду делать художественный фильм, обязательно тебя приглашу! ». И вот через много лет как-то встречаемся мы на улице в Киеве. Он говорит: «Я хочу снять фильм о Ленине». Я говорю: «А я в театре Ленина играю!». «Да ты что?! Присылай свои снимки!» Поговорили и вроде бы забыли, но через несколько месяцев пришла телеграмма с приглашением принять участие в пробах. Фильм имел рабочее название «Вызов богам».

Все прошло как будто бы хорошо. Но на роль утвердили другого актера. Через некоторое время я уехал в отпуск отдыхать, и вдруг приходит телеграмма: «Срочно выезжайте в Киев для утверждения на роль Ленина». Подписана телеграмма была уже другим режиссером. Оказалось, что первый фильм закрыт и началась работа над новым проектом с режиссером Николаем Литусом, уже довольно известным режиссером. Он снял такие известные картины, как «Королева бензоколонки», «Звезда шерифа», «Приключение сержанта Цыбули» и другие. Николай Игнатьевич мне сказал: «Я уже посмотрел прежние пробы и очень удивился, почему утвердили другого актера».

Автором сценария фильма являлся Иван Рачада, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, некогда один из заместителей командующего Киевским военным округом. К слову, его трактовка личности и роли Ленина в истории была противоположной точке зрения Волкогонова, и, думаю, даже как бы «в пику» — Волкогонов вытянул на свет много негатива, в том числе, думаю, субъективного. Но когда я стал читать сценарий Рачады, то понял, что и такая трактовка уже не приемлема. Я сказал Николаю Игнатьевичу: «Мне очень хочется сниматься в этом фильме. Но в сценарии столько плакатности и глянца, этого «ура!», что, наверное, не смогу сниматься…». Он улыбнулся и говорит: «А вы теперь возьмите в руки мой сценарий и прочитайте». Я посмотрел сценарий и увидел, что он выбросил как раз те моменты, которые смущали и меня…


Очеловечивание идола

В итоге получился фильм о таком Ленине, которого кинематограф никогда еще не показывал.

«Крушение таких «знаковых», как Ленин, идолов для общества всегда проходит болезненно. Я в этом уверен, — говорит Витченко. — И все же думаю, что «идол» вождя Октябрьской революции в начале 90-х мы «крушили» достаточно мягко. Много мягче, чем это происходило, скажем, в 98-м году, когда режиссером Валерием Рожко снимался фильм «Потерянный рай», где мне тоже довелось играть роль Ленина. К слову, в первом фильме Рожко работал как оператор. Так вот, в начале 90-х больше было стремления очеловечить, «приземлить» Ильича.

Хотя вне пределов съемочной площадки все было много напряженнее, жестче. Дмитрий Иванович поведал, что когда начинались съемки, его и Владимира Талашко, который играл Дзержинского, отдельно возили в «Чайке». Ближе к концу съемок Витченко уже «прятали» в автобусе. «Чисто по-человечески было очень морально нелегко», — рассказывет он.

— Для вас эта роль была «поступком»?

— Думаю, да. Трудностей хватало. Были моменты, когда я терялся, мне казалось: «тонул» в фальши. И постоянно чувствовал страшную ответственность. Порой охватывали сомнения и казалось, что все я делаю не так, не то…. Как-то даже позвонил в Луганск жене (Светлана Сиротюк — одна из ведущих актрис Луганского областного русского драматического — Авт.) и попросил, чтобы срочно приехала. «Приезжай. Посмотришь со стороны, потому что я ничего не пойму уже», — сказал я ей. Она тут же приехала, побывала на съемочной площадке, посмотрела отснятый материал и сказала: «Господи. Ты тут номер один». А на самой студии имени Довженко часто за своей спиной я слышал злые, недобрые реплики. Как-то иду и слышу за спиной: «Ишь, идет себе спокойно, а голову Николая Второго в сейфе заспиртованной держит!». А одна немецкая газета написала, что на роль Ленина было 17 претендентов, и только один за какие-то особые деньги согласился…

— Кстати, сколько на самом деле было претендентов?

— Семь. Все они — украинские актеры из разных театров. Хотя изначально режиссер очень хотел, чтобы роль Ленина играл Каюров. Но в силу возраста он уже не подходил для этого.
Съемки проходили в Киево-Печерской лавре, и в массовках принимало участие немало реальных церковнослужителей. Был один неприятный для меня эпизод, который в то же время помог мне преодолеть внутреннюю скованность и психологически переломить ситуацию. Мы снимали эпизод, когда Ленин обращается к попам и просит их откликнуться на потребности революции. И вот один из них вдруг обращается ко мне, но не как к персонажу фильма, а как, я чувствую, к человеку с такими словами: «Что, за тридцать сребреников продался?!». Я страшно обиделся и разозлился. Но это как будто бы оковы с меня сняло. И я спокойно, уже четко пошел по сценарию, уверенно заглядывая в глаза служителям культа. Потом, правда, тот церковнослужитель подошел и извинился передо мной. Но мне уже это было почти все равно….

— Что труднее всего давалось в работе над образом Ленина в этом фильме?

— Когда я просматриваю ленту, то и сейчас нахожу определенные промахи. Но о них знаю только я. Потому не будем вдаваться в детали. Но могу привести пример. В фильме была сцена, когда Владимиру Ильичу очень плохо, и он жалуется, как обычный разбитый болезнью человек. Надежда Константиновна находится возле него, и он просит ее открыть окно… А на улице зима. И от осветительных приборов я мокрый, я почти физически чувствую, что заболеваю, и я произношу свой монолог так, что на просмотре мне хочется… под стул залезть. В общем, я смотрел и чувствовал жуткую фальшь… Но когда при озвучке я сказал все то же, но другой интонацией, спокойнее что ли, более «интимным голосом» — все вдруг встало на свои места, сгладилось и фальшь исчезла. Так что голос иногда корректирует видеопромахи, уравновешивает. Кстати, автора сценария Рачаду в интересах дела на съемочную площадку старались не приглашать. Например, под видом того, что главный актер из провинции и очень стесняется.


Аншлаг в Украинском доме

Примечательно — фильм закончили снимать именно 21 января 1993 года — в очередную годовщину смерти В.И. Ленина. Вскоре в Украинском доме, который тогда назывался Музеем Ленина, состоялась презентация фильма. Огромный зал, где шел просмотр, был заполнен до отказа. Прибыли представители самых разных партий, которые развешивали свои флаги, многие политические деятели. «Когда начался фильм, я спрятался, сижу тихо, но очень внимательно слежу за реакцией зала, — рассказывает Витченко. — Одни кричат «ганьба!», другие — хлопают, третьи — топают ногами. Потом началось обсуждение. Всех актеров пригласили на сцену. Говорили много и разное. Часть зрителей задавала вопрос, зачем, дескать, старика из гроба нужно было доставать. Другие считали прямо наоборот. Позднее при личной беседе Председатель Верховной Рады Александр Мороз скажет Витченко: «Такого Ленина у нас еще не было. Благодарю». А украинский писатель Александр Сизоненко написал: «Именно такого Ленина все время прятали от народа… Даже великому Щукину не удалось так выразительно и психологически точно раскрыть внутренний мир Ленина, его одиночество среди соратников, как это удалось вам…».


Потерянный рай

В 1998 году Дмитрию Витченко неожиданно поступает еще одно предложение: сыграть Ленина в фильме «Потерянный рай». Валерий Рожко позвонил и сказал: «Я не хочу больше никого, кроме вас». Сюжет фильма оказался ассоциативным: перед перестройкой при Брежневе секретаря горкома партии , а его играет известный актер Виктор Раков, по кляузному письму снимают с должности. По профессии партийный функционер геолог и очень обижен. И потому со старым знакомым едет в тайгу. В тайге с ним происходит несчастье — он проваливается в яму к медведю. Но одолевает его. Хотя из ямы без посторонней помощи выбраться не может. И вот, сидя в этой яме, когда вверху бушует пурга, он переосмысливает заново свою жизнь. И жизнь своей страны. Где Ленин представлен дьяволом.

«В фильме снимался замечательный актерский ансамбль, — рассказывает Витченко. — Ирина Алферова, Андрей Соколов, Виктор Раков и другие. Меня грело, что в такой состав пригласили и меня. Но сейчас я думаю, что правильнее, наверное было бы отказаться…В фильме оказалось лишь несколько сцен, которые меня «грели», в том числе вновь сцена прощания с Инессой Арманд и предсмертная сцена самого Ленина…

Все остальное я ощущал и ощущаю до сих пор, как сплошное насилие над собой. Над своей, как говорится, психофизикой. Где-то даже есть чувство неловкости».

— И все же гордитесь ли вы тем, что вам довелось в своей жизни играть Ленина?

— Я горжусь. Считаю, что в моей творческой биографии судьба улыбнулась мне дважды. В первый раз — это премии, почет. (После роли Титова). А во втором случае — все прямо наоборот. Меня старались не видеть. Не замечать. В мой 40-летний юбилей творческой деятельности присутствующие на этом вечере писали на присвоение звания народного артиста Украины, даже голосование в зале устроили, отправили письмо в Киев. Но, увы…

— Если бы вам снова предложили сегодня сыграть Ленина, как бы вы его сыграли?

— Наверное, острее. Глубже. Но нужен новый сценарий. Который даст возможность реализовать это. Я думаю, что здесь еще можно копать и копать… Все в жизни и в истории повторяется, ведь история, как известно, развивается спиралеобразно…


 
Другие материалы по теме:

20.01.2005, 13:34 В луганской библиотеке им. Горького открылась выставка «Соловьиный голос», посвященная 70-летию со дня рождения народной артистки Джульетты Якубович

19.01.2005, 11:56 Презентация книги “Жайвори над Луганщиною” состоялась в Луганской областной библиотеке им. М. Горького

28.11.2004, 14:56 28.11.2004: Митинги в поддержку Ющенко в Луганске, Северодонецке, Донецке: местные власти занялись уголовщиной (дополнено: 16:52)

23.11.2004, 19:21 Михаил Голубович считает, что проголосовавшие за Ющенко «драматизируют ситуацию»