Новости Луганска и области

 



На главную
Культура, наука, образование

Как за Николая Шматько из Донецкой и Луганской области соревновались

Михаил Бублик, «Україна Молода», №48 от 17.03.2005

Нет крыши для короля

или Как за Николая Шматько из Донецкой и Луганской области соревновались

Здесь открыта охота на Короля мрамора
«Здесь открыта охота на Короля мрамора. Подпись: Луганская администрация оборотней»
фото © citynews.net.ua
Крышка от гроба и крест перед дверями областной художественной галереи — эти атрибуты скорби наводили случайных прохожих на мысль, что Луганск прощается с кем-то из выдающихся своих художников. Впрочем надпись на большой доске несколько успокаивала. Прощание, может, и не состоится, а как состоится, то необязательно безвозвратное. Золотом по черному: «Открыта охота на Короля мрамора».

Украинский скульптор Николай Шматько, человек без академического образования, зато с талантом как минимум большого итальянца Микеланджело. Когда-то, еще «за Горбачёва», поверив солодкоголосому мэру Красного Луча, Николай Гавриилович переехал к шахтерскому городу, покинув почти приморский Болград (под Одессой). Власть его, конечно, обманула, не предоставив ни приличной квартиры, ни помещения для мастерской, и мастеру пришлось делать свою галерею буквально в подземелье, просто посреди тёщиного огорода. Выступления СМИ (в частности и московского телевидения), даже визиты областного и киевского начальства в волшебное краснолучское подземелье в материальное и моральное положении короля существенных изменений не вносили. Очевидно, считалось, что главный шарм необычной галереи в том и заключается, что она прячется на околице полуразорённого города, да ещё и на несколько метров ниже поверхности земли.

Впрочем кое-кто художника таки заметил. И оценил. В сентябре 2003-го Шматько откликнулся на предложение бизнесмена из соседней Донеччины, Анатолия Лысенко, и переехал вместе со всей своей экспозицией (больше ста мраморных скульптур и множество картин, написанных маслом) в Славянск. Там Лысенко сумел превратить старинный купеческий особняк в художественную галерею, которая устроила скульптора. Здесь проснулся луганский... бомонд. Когда слухи о переезде Шматька дошли до тогдашнего кормчего Луганской облгосадминистрации Александра Ефремова, тот очертя голову ринулся в Красный Луч — уговаривать разуверившегося художника не оставлять гостеприимную область. Поскольку слово славянцу уже было дано, договорились так, что Николай Гавриилович будет жить и работать на Донеччине год, а за это время Ефремов создаст в своей вотчине достойную короля галерею и обеспечит ему приличные условия проживания.

За этот год хозяева самой крутой области Украины полюбили скульптора, как родного. Настолько, что ему даже заказали величественную скульптуру Божьей Матери для Свято-успенской Святогорской лавры, которую «пробил» в Московском патриархате для родной области (а больше — для собственного имиджа) Янукович. Кстати, этот титул — Короля мрамора — почти официально стали употреблять по отношению к Шматько донецкие телевизионщики. А председатель ОГА Анатолий Близнюк принимал его у себя в кабинете — посоветоваться, как сделать центр столицы Донбасса ещё более роскошным. Такое отношение обещало мастеру солидные заказы, внимание высоких гостей Донецка и остальные приятные вещи. Но мастер пообещал вернуться. Тем более, что другая сторона соглашения, казалось, что-то таки тоже делала.

Николай Шматько
Николай Шматько
фото © umoloda.kiev.ua
В 2004-ом Ефремов действительно провёл через областной совет решение о выделении на обустройство галереи Шматько 600 тысяч гривен. Когда скульптор вместе с семьёй переехал в Луганск, ему предоставили неплохую трехкомнатную квартиру и достаточно большую площадь в художественной галерее (цокольный этаж того же дома, где расположена квартира). Вот только дальше понемногу начали выясняться неприятные вещи. Сначала мастер узнал, что есть осложнение с выделением ему мастерской для работы; потом — что галерея как была, так и остается по статусу областной, а мастер должен платить аренду. А квартира на него оформлена не была (по крайней мере месяца два тому назад, когда я общался с ним в последний раз в его новом помещении, там ещё стояли шкафы с книжками старого владельца).

Надписи: «Непробудная дремучесть Украины» и «В ожидании приговора»
Надписи: «Непробудная дремучесть Украины» и «В ожидании приговора»
фото © citynews.net.ua
Конфликт с директором Луганского областного художественного музея Лидией Борщенко возник у Николая Шматко чуть ли не сразу после переезда, но тогда он вроде бы находился «под крышей» у всесильного «губернатора», и слишком его музейники не донимали. Зато теперь, когда старой администрации уже нет, а новая ещё только формируется, Борщенко стала более требовательной в отстаивании прав своего заведения. Касаются её претензии по большей части размера арендной платы за ту площадь, которую занимает в художественной галерее экспозиция Короля мрамора. По её словам, она не имеет права предоставлять частной галерее льготы относительно аренды, которые предусмотрены для бюджетных учреждений.

Де-юре, Борщенко права, конечно. Ведь даже с сугубо профессиональной точки зрения музей обязан представлять творчество если не всех луганских художников, то по крайней мере значительной их части. Кто из них более выдающийся — в конечном итоге, не чиновникам от культуры решать. Но, с другой стороны: что делать скульптору и его семье? Опять возвращаться в глухое подземелье? Или извиняться перед представителями Донецка? А как не простят? Кстати, Шматько вложил в оформление своей луганской экспозиции около 25 тысяч долларов — кто их ему вернёт? Остальные же вопросы следует задать прежнему председателю ОГА Ефремову. Думаю, наиболее интересно среди них будет следующим: если областной совет выделил 600 тысяч, то где они делись? А если реально этих денег не существовало в природе, то для чего было переманивать скульптора к себе? Чтобы потом по-барски кичиться перед такими же высокомерными панами-«губернаторами»? Как когда-то российские помещики своими крепостными актерами, архитекторами и певцами...


 
Другие материалы по теме:

22.02.2005, 17:17 «Король мрамора» из Луганска захватил картинную галерею

02.03.2005, 14:17 В областном художественном музее Луганска открылась выставка произведений мраморной скульптуры

05.06.2004, 14:15 Муки и радости Ивана Чумака