Газета «
Зеркало недели», № 23 (551) от 18-24 июня 2005 года
Вот уже третий год подряд Полтава на несколько июньских дней становится столицей украинской музыкальной альтернативы. На местном Певческом поле имени Маруси Чурай 11—12 июня прошло рок-действо под названием «Мазепа-Фест». Этот фестиваль является не только обзором актуальной рок-музыки. В отличие от многочисленных аналогичных событий «Мазепа-Фест» занимается созданием новейшей мифологии, а также — и это наглядно продемонстрировал нынешний выпуск фестиваля — формированием идеологической обертки для украинского рока.
«Мазепа-Фест» — это праздник украинского «неформата», площадка для многочисленных групп, исключенных из отечественного медийного пространства. В этом году организаторы фестиваля пожертвовали раскрученными именами, устроив вместо этого несколько музыкальных сенсаций. Первая и самая громкая из них состоялась на самом старте фестиваля. Когда было проанонсировано выступление команды из города Стаханова Луганской области, аудитория восприняла эту весть снисходительно: ну да, конечно, «Схід і Захід разом».
Но «появление» на сцене группы «Царство небесне» вызвало у публики эстетический шок. Такого «Мазепа-Фест» еще не слышал. Стахановцы «порвали» Певческое поле не только отрывным звуком, но и неординарным перформансом. Вначале это было похоже на оптический обман, но вскоре, блуждая взглядом по сцене в поисках вокалиста, слушатели поняли, что поет в «Царстві небесному»... ударник.
Причем стахановскому Филу Коллинзу удается не только виртуозно объединять вокальные и барабанные партии, но и за пределами ударной установки играть роль полноценного фронтмена группы, заводя публику и дисциплинируя партнеров. Вполне вероятно, что когда-нибудь организаторы «Мазепа-Феста» будут хвастать открытием стахановского «Царства небесного».
Программа обоих фестивальных вечеров была рассчитана на постепенное возрастание драйва. Впрочем, попытки унять рок-н-ролльное неистовство, разбавив зажигательную программу этнической музыкой, приводили к недоразумениям. Разогретая выступлением «Царства небесного» публика не сразу восприняла появление на сцене лирника и бандуриста Тараса Компаниченко, да и аппаратура на стадионе оказалось не готова воспроизводить тонкое созвучие старинной этники. Впрочем, Компаниченко удалось овладеть ситуацией и подтвердить своим выступлением реноме лидера украинской музыкальной аутентики, играющего «дистиллированную», не разбавленную масскультом традиционную музыку. Иной подход к аутентике продемонстрировала харьковская «Ойра» — трио утонченных женских голосов, объединяющее уникальные народные мелодии с современными ритмами. «Ойре» удается удержаться на очень тонкой грани, отделяющей экспериментальное осовременивание народной музыки от того, что называют «ресторанным фолком».