Новости Луганска и области

 



На главную
Культура, наука, образование

Уроженец Луганска актёр-кукольник Александр Гончаров празднует юбилей

Надежда Брежнева, газета «Молодогвардеец»

Актёр Александр Гончаров — кукольник, сыгравший Наполеона

Актёр, корнями связанный с Луганском, отмечает юбилей. Александру Гончарову — 50 лет. Но это не единственно важная дата для него — 30 лет назад он первый раз ступил на профессиональную сцену. От множества самых прихотливых случайностей может зависеть профессиональная судьба актёра. Непреодолимая внутренняя потребность стать актёром привела Сашу на приёмные испытания в Москву в Щепкинское училище при Малом театре. А началось всё ещё со школы.

«Учился в 43-й школе (посёлок завода Октябрьской революции). После смерти отца мама, чтобы прокормить нас с братом, пошла работать в самый горячий цех завода ОР. Я был свободен от опеки и в школу ходил как «вольный слушатель». Да к тому же был очень увлекающейся натурой. На стадионе «Авангард» я занимался боксом, выступал в пионерском театре у Нины Николаевны Григоренко, в ДК строителей занимался в цирковом кружке. От Луганской области выступал как чтец на республиканском и на всесоюзном смотрах художественной самодеятельности и стал лауреатом. Конечно, на школу у меня мало оставалось времени. Теперь мне хочется сказать огромное спасибо ныне уже покойному директору школы Михаилу Иосифовичу Гробдруку. Его слова о важности образования сыграли в моей дальнейшей судьбе, наверное, главную роль. Благодаря ему я окончил в 1972 году школу и поехал покорять Москву. И как ни странно, я сдал экзамены в Щепкинское училище. Набирал курс народный артист РСФСР Коршунов. Но сама Москва, окружение, куда я попал, все вокруг говорило о высоком искусстве. А тут я — мальчик с улицы. Не скрою — испугался, решил с искусством завязать, забрал документы и уехал домой. Год отработал в кузовном цехе завода, и снова так потянуло учиться актерскому ремеслу, что опять поехал, но уже в Харьков. Здесь надо было читать на украинском языке, и я со своей «гениальностью» стал по ходу дела «Ваньку Жукова» переводить на украинский. После двух произнесенных фраз меня просто вытурили. Иду вниз, а на моем пути — парторг впервые организованной кафедры театра кукол под руководством Афанасьева. Был первый набор, об этом еще мало кто знал. У меня спросили — петь умеешь? Умею. Танцевать умею, пародировать умею, читать тоже. Все показал. И Афанасьев сказал: поздравляю, вы — наш первый студент. Это было ошеломляюще. Именно там, когда я прикоснулся к этому виду искусства, я понял, что труд кукольника — это каторжный труд. Голова поднята, связки напряжены, рука вверху минут 40. Но что мне нравилось — это ансамблевость кукольников, когда несколько человек ведут одну куклу, а на ширме зрители видят один очень живой образ. Они творчески более гибкие.

— Саша, а почему же ты не пришел работать в Луганский театр кукол?

— Виктор Андреевич Афанасьев знал, что я не пойду работать в театр кукол и часто мне говорил, что пожалею об этом. Основы, фундамент, который я получил на этой кафедре, мне очень пригодились в работе и в русском, и в украинском театрах. Тогда в репертуаре украинского музыкально-драматического театра было много классики, а для острохарактерного актера комедийного плана это значит — больше работы. Значит можно более раскрыться и получить больше удовлетворения от работы. Хотя мой дебют в украинской труппе был Пифка — собачка в сказке. Затем последовали эпизоды. Первой большой ролью был образ друга Антония — Энобарба в спектакле «Антоний и Клеопатра». Кстати, за нее я получил первую премию за исполнение роли второго плана.

Следующее предложение — роль Пузыря в спектакле «Хозяин». Большая, сложная и хорошая роль, буквально три месяца, пока выпускали спектакль, не выходил из театра. Это был ансамблевый спектакль. Моими партнерами были два высоких, мощных Владимира — Шакало и Куркин. И я меж них такой по пояс — Хозяин. Мы каждую картину условно называли по-разному. Первая — Чапаев, то есть Пузырь вылетал, как на коне, бегал по столу и т.д. Вторая — Керенский — униженный, угнетенный. А третья — Сталин. Умирал сильный человек, мы нашли очень удачное пластическое решение его гибели. Это поражало зрителей. Из всех отзывов об этой роли меня поразила фраза Александра Бондаренко — «маленький, но хо-зя-ин!» Это была самая емкая и живая оценка. В свое время мы очень дружили с ныне уже покойными Заикой и Зиновкиным. Нам многие завидовали — нашей искренности, преданности, хотя большие возрастные разницы, в 20 лет с Колей Заикой и в 40 — с Зиновкиным. Мы никогда, разбирая работу, не льстили друг другу, говорили правду. К сожалению, сейчас этого уже нет.

После вновь пошли роли «алкашей, щукарей, зверей». И вот главный режиссер Московченко мне предлагает главную роль (Хома) в спектакле «Ой не ходи, Грицю, тай на вечорниці». Это была еще одна роль, в которую я окунулся с головой.

И вот такой ритм в моей творческой жизни идет уже несколько лет. То эпизоды, а то еще одна большая большая роль — Наполеон. Мы с Владимиром Юрьевичем, режиссером этого спектакля, не старались искать портретное сходство, а больше сосредоточились на человеческих чертах этого образа. Я не знал, что в нашем педагогическом университете есть наполеоноведы. И вдруг они пришли смотреть спектакль, ушли после представления, ничего не сказав. Я подумал тогда — все, провал. Однако на следующий день они позвонили нашему завлиту и высказали самые хвалебные отзывы о моей работе. Идя на спектакль, они были уверены, что такой гротесковый актер, как я, не сможет сыграть Наполеона. Но я не оправдал их предвидения. Значит, получилось. И даже был похож. И в одной из рецензий было написано, что на сцене был «загнанный лев», сыграна трагедия большого одинокого человека. Это помогает верить в свои силы и способности.

— Кроме работы в театре, ты еще преподаешь в государственном институте культуры и искусств.

— Да, читаю студентам основы сценического движения, куда входят гимнастика, акробатика, пантомима, рукопашный бой, этикет, работа с предметами и фехтование. Все это будущему артисту придется делать на сцене. И здесь помогает мой опыт учебы на кукольном отделении. Мои студенты делают своими руками реквизит, бутафорию, детали одежды и т.д. Они больше узнают, обогащаются навыками, и я вместе с ними постоянно держусь в форме. Пришло время, когда многое осознал, переосмыслил, но, к сожалению, текущий репертуар больше рассчитан на молодежь, а ты остаешься не у дел. Наверное, года два чувствую неудовлетворенность в работе, но компенсирую это в институте, на занятиях со студентами.

— Что хочется сыграть?

— Я согласен на все, хотя бы даже женские возрастные роли, ведь многие роли прошли мимо. Когда нет хорошей работы, ходишь и живешь очень приземленно. Во всем видишь изъян. А получил хорошую роль, и все отступает на задний план. Каждый творческий человек этим и живет».


 
Другие материалы по теме:

06.07.2005, 16:22 Большие и малые проблемы Луганского театра кукол

26.02.2005, 15:47 Луганский горсовет зарегистрировал тысячный коллективный договор с начала 2003 года

21.01.2005, 14:47 Заслуженный артист Украины луганчанин Дмитрий Витченко отмечает в нынешнем году 50-летие творческой деятельности