Новости Луганска и области

 



На главную
Культура, наука, образование

Сезон Луганского областного театра кукол открылся спектаклем Евгения Ткаченко «Прощай, овраг!»

Надежда Брежнева, газета «Молодогвардеец» №43 (133) от 26.10.2005

Развлечения не будет

Первой ласточкой нового театрального сезона областного государственного театра кукол стал спектакль “Прощай, овраг!” (пьеса режиссёра-постановщика Евгения Ткаченко по повести Константина Сергиенко).

Даже если кто-то не читал повесть, то, уже получив красноречивую программку спектакля, должен насторожиться — развлечения не будет. Всё, что дальше происходит на сцене, действительно заставляет зал буквально затаить дыхание. В отличие от традиционных форм, актеры-кукольники работают в этом спектакле «живым планом». По отдельным атрибутам в костюмах и гриме актеров узнаешь «братьев наших меньших» — собак. Изображение на сцене животных — задача трудная и неблагодарная. Раскрытие в характерах животных человеческих черт требует большой тонкости и наблюдательности. Однако театр смело пошёл на решение этой задачи. И справился с ней.

Сама пьеса написана Евгением Ткаченко умело и мастерски. Рассказ о жителях оврага заключает в себе моменты подлинного драматизма, и идея пьесы не может сейчас не быть близкой каждому. «Здесь, на сцене, — говорит Евгений Романович, — не собаки. Это люди, сброшенные на самое дно. И даже последнего — оврага — им не остается. Его засыпает бульдозер».

Знаковыми являются даже клички героев — Гордый, Черный, Хромой, Головастый, Такса, Кроха. Уже из их имён понятно, к каким слоям общества принадлежат герои и чем они живут сегодня в овраге. Такую «жизнь» мы часто видим в своем городе. Многие сочувствуют, другие не понимают, как это — не найти какую-то работу и выбраться из «оврага», подняться со дна.

«Актёры театра кукол, — сказал после спектакля заслуженный работник культуры Украины Владимир Саган, — показали наболевшую тему нашего общества. Очень много талантливых людей выброшено. Мы видим, как люди, даже молодые, морально гибнут. Режиссёр Евгений Ткаченко очень серьёзно занимается репертуаром, воспитывает не только развлекательным материалом, но и философскими спектаклями».

И правда — каждый новый спектакль театра кукол подчеркивает тягу творческого коллектива к созвучию времени. Среди последних премьер театра этот спектакль — самый значительный и глубокий по теме. В связи с этим я бы все-таки отметила его несколько излишнюю серьёзность. Этот спектакль, скорее, для юношества, как говорили раньше. Хотелось бы, чтоб ребята осмысливали увиденное и делились своим впечатлениями с родителями. Нужно ещё раз подчеркнуть, что своей игрой актеры не лишили спектакль мудрости, которая лежит в основе пьесы.

И ещё об одном. Глядя постановку театра кукол, нельзя не обратить внимания на его сильнейшую сторону — профессионального мастерства актёров. Определением ценности этого спектакля становится актёрская работа, тем более, когда не спрячешься за ширму или за куклу. Всё присутствует на сцене — чеканность движения, сосредоточенность темперамента, умение распределять актёрские краски, разнообразие приёмов, владение телом, голосом, мимикой.

Очень тонко, с большим внутренним наполнением ведёт Елена Маркова свою героиню Таксу. Хорошо переданы страх, отчаяние, одиночество Хромого (Валерий Середа). Михаил Гончаров (Гордый) в каждой из сцен находит и подчеркивает сильную и выпуклую черту своего героя. Сложный образ Черного (мастерски сыгранного Евгением Винокуровым) наполнен темпераментом и огромной силой внутреннего напряжения. Умный, умеющий читать Головастый (в исполнении молодого актера Юрия Нетруненко) — тонкая, тоскующая душа, готовая помочь всем и каждому, хотя и самому приходится туго. Молодость, даже детство, и присущая им подкупающая искренность Крохи прекрасно переданы Светланой Тарасенко.

Актеры умело передают атмосферу происходящего действия. Немалая заслуга в этом, видимо, принадлежит и режиссёру Евгению Ткаченко — на актёрском исполнении сделаны точные акценты и происходящее передается сжатым, тонким и выразительным сценическим языком. Нужно заметить, что и внешнее оформление спектакля (художник Ирина Гололобова) гармонично сочетается с игрой актёров. Скупыми чертами, почти намеками передается место действия.

И о финале спектакля. Финал, вообще наиболее трудное для постановки место пьесы, выстроен режиссером достаточно изобретательно — сметающие всё огни экскаватора прозвучали всё-таки неожиданно, катастрофа оставляет зрителей в недоумении и со слезами на глазах. Но спектакль все-таки лучше посмотреть, чем что-то читать о нем.

Театр кукол можно поздравить с этой постановкой. Она вполне наполнена ответственностью за содержание и форму. И, главное, заставляет задуматься о судьбах живущих рядом людей, об их мучениях, сомнениях и вообще о противоречивости нашей общественной жизни.


 
Другие материалы по теме:

06.10.2005, 17:44 Украинский и русский драматические театры Луганска открывают новый театральный сезон

30.09.2005, 12:18 Уроженец Луганска актёр-кукольник Александр Гончаров празднует юбилей

06.07.2005, 16:22 Большие и малые проблемы Луганского театра кукол

26.02.2005, 15:47 Луганский горсовет зарегистрировал тысячный коллективный договор с начала 2003 года