В Луганском национальном педагогическом университете имени Тараса Шевченко прошла открытая встреча-диалог студентов заочников с ректором университета. Актуальность и острота вопросов, звучавших в адрес руководства вуза, обусловлены тем, что встреча проходила в период сессии на заочном отделении, в самый ее разгар. Кстати, заочники — единственная категория студентов, у которых еще сохранилось такое явление, как сессия. С момента введения кредитно-модульной системы этот «конгломерат экзаменов и зачетов» автоматически исчез.
Разговор вышел жизненный, деловой и открытый. Спектр проблем оказался довольно широкий. Это и перспективность заочного образования в целом, конкурентоспособность диплома, полученного после з/о, и возможность вести научную деятельность после окончания университета, а также ряд других проблем социального плана, как то: предоставление льгот по оплате за обучение, обеспечение студентов общежитием т.п.
Отдельно был акцентирован вопрос коррупции в вузе. Ректор заявил свою категоричную позицию в отношении взяточничества, как со стороны профессорско-преподавательского состава, так и относительно студентов, которые стимулируют подобные явления в университете. Меры пресечения были названы довольно жесткие — «увольнение и исключение».
Одновременно руководство вуза гарантировало полное невмешательство в личный выбор каждого относительно политической ориентации. «В ЛНПУ никого строем не гоняли и гонять на выборы не будут», — такая позиция ректората сохраняется в течение многих лет, несмотря на то, как меняется окрас государственной власти. «Главная миссия университета — привить студенту чувство свободы,» — считает Виталий Курило.
При этом не забывает административная команда вуза и про основное призвание высшего учебного заведения — гарантировать качественное образование каждому студенту.
«У нас не устают повторять, что отечественное образование лучшее в мире. Но это своего рода миф, — комментирует ректор ЛНПУ. — Чтобы утверждать подобное, надо сравнить украинскую систему образования и его качество с европейскими реалиями, с уровнем образования в других странах. Никто в Украине, кроме Луганского национального педагогического университета не решился на проведение подобной внешней оценки. Во всем СНГ только три вуза задействованы в подобных программах внешнего оценивания. А ведь только так мы сможем действительно увидеть, на каком месте в мировой иерархии образовательных учреждений находимся мы и что надо менять, чтоб подняться на порядок выше».
По мнению руководства, развитие университета во многом тормозит государственная политика «финансовой уравниловки», действующая при распределении госзаказа. Независимо от популярности и востребованности учебного заведения каждое из них получает одинаковое количество бюджетных мест. При этом некоторые университеты не в состоянии обеспечить себе даже этот объем студентов, а другие — при тех же выделенных 600-700 «госзаказных» местах набирают на стационар свыше 2000 тысяч абитуриентов. Таким образом, в Украине красноречиво отсутствует политика стимулирования перспективных и прогрессивных вузов.
«Не государство должно решать, какому вузу сколько выделить денег на подготовку специалистов, а сами абитуриенты, получив от государства определенную сумму, должны выбрать университет, в котором они ее потратят на свое образование, — считает ректор Виталий Курило. — Если бы мы работали по этой системе раньше, то сегодня ЛНПУ смог бы предоставлять самое лучшее образование в Украине. По результатам наборов последних лет у нас самые высокие конкурсы в стране. Мы были бы одним из наиболее финансируемых вузов».
Пресс-центр Луганского национального педагогического университета