К самому началу весенних школьных каникул артисты Луганского академического украинского музыкально-драматического театра подарили зрителям мюзикл Геннадия Гладкова по пьесе Василия Ливанова и Юрия Энтина «Бременские музыканты». Поставил спектакль молодой актер театра Анатолий Яворский. И хотя многие поколения слушателей и зрителей очень хорошо знакомы с пьесой, было приятно наблюдать за тем, как между зрительным залом и сценой установилась живая и крепкая связь.
Зрелище было выполнено с хорошим режиссерским тактом. Анатолий Яворский строит спектакль по принципу пестрого, яркого, почти циркового представления, где у актера есть возможность играть свободно. И надо сказать, что актеры хорошо воспользовались этой возможностью — все молодые исполнители играют вдохновенно и азартно. Поэтому и отзыв одной из первоклассниц средней школы №5 был таким: «Я раньше видела мультик о бременских музыкантах, но спектакль мне понравился больше — тут все живые и веселые».
В спектакле много акробатики, пластических и трюковых номеров, которые очень естественно вплетаются в канву пьесы. Занятия по пластике, акробатике, фехтованию и владению оружием с актерами проводит их коллега Александр Редя.
— Александр, вы довольны акробатической работой ребят?
— Конечно. Хотя было сложно. К примеру, актер Виталий Протасов, который играет Осла, раньше никогда не занимался акробатикой, он занимался штангой. Павел Кильницкий — высокий, спортивный, но у него тоже не было навыков акробатики. Поэтому в течение месяца мы приходили за час до репетиции и работали над пластикой, акробатикой и трюками. Ребята не ныли, они полностью отдавались работе, падали, вновь поднимались. Я занимался вместе с ними и примером доказывал, что если хочешь чего-то достичь — работай! И они не подвели.
Трюков, кувырков, почти что цирковых номеров в спектакле предостаточно, но это совершенно не усложняет восприятия пьесы и задумок режиссера-постановщика. По образованию Анатолий Яворский — актер, но часто работал и помощником режиссера.
— Анатолий, вам предложили эту постановку или вы, так сказать, «напросились»?
— «Напрашивался» около двух лет. Чувствовал в себе режиссерские амбиции, и пришло время, когда их надо подтвердить делом.
— Не вызывало опасений то, что это — известная пьеса?
— Было страшно. Хотя спектакль и мультфильм — разные жанры. Было сложно, потому что в других спектаклях я, как актер, с ребятами работаю на равных. И для них я как бы не совсем режиссер.
— Вариант оформления сцены (сценография и костюмы — заслуженный деятель искусств Украины Виктор Горбулин) сразу был вами одобрен?
— На первой встрече с художниками я поделился своими пожеланиями относительно мизансценических акцентов. На следующей встрече Виктор Горбулин предложил свое видение оформления. То есть мои предложения трансформировались через видение художника.
— Есть следующая «просьба» на постановку?
— У меня есть пьеса «Политика», она не имеет ничего общего с сегодняшней политикой. Это драма. Правда, я пока немного сомневаюсь, что справлюсь. Но, слава Богу, есть Владимир Московченко, который мне и сейчас помогает, и которого, надеюсь, в будущем можно будет назвать моим учителем. Будет намного приятнее, если он скажет, что я — его ученик. И вторая пьеса, которую я хотел бы поставить — «Патетична соната» Кулиша. Это то, что меня «схватило».
Амбиции молодых, подтвержденные делами, — вещь нужная. Именно из-за этих амбиций луганские зрители и получили хороший, веселый, яркий и красочный спектакль.
Надежда Брежнева, газета «Молодогвардеец»