15 сентября 2006 года в Болонском университете состоялось очередное подписание Великой Хартии – документа, который выражает и определяет основные приоритеты развития европейской системы образования. В этом году, на ряду с ведущими вузами разных стран, к Хартии присоединился и Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко. ЛНПУ уже давно закрепился на позициях одного из лидеров украинской евроинтеграции в сфере образования.
Этот вуз первым перешел на кредитно-модульную систему, в числе первых украинских учебных заведений оказался в списке членов Европейской и Международной ассоциаций университетов. Луганский педуниверситет первый и до сих пор единственный в стране вуз, который прошел процедуру внешнего европейского оценивания. А номинантом на членство в Магна Хартии ЛНПУ был с прошлого года, когда первая делегация университета посетила Болонью и познакомилась с документом. Этот своеобразный манифест свобод, прав и стремлений, созданный учеными Болоньи свыше 16 лет назад, сегодня объединяет университеты Европы, Азии, Африки, Америки. Для каждого вуза, подписавшего Хартию, она становится сводом правил и основным ориентиром в развитии.
Фактически, Магна Хартия – сборник канонов, к которому присоединяются университеты, стремящиеся максимально быстро и качественно провести внутреннее реформирование согласно положениям Болонской конвенции. Для украинского вуза – это еще и очередной шанс в перспективе открыть себе путь на западноевропейский рынок образовательных услуг.
Для выходцев из бюрократической эпохи поразительным становится тот факт, что документ такого уровня компетенции представляет собой всего пару страниц текста (включая предисловие). При этом о значимости его содержания красноречиво свидетельствует то, что представлен он на 43 языках мира – языках, на которых говорят студенты и ученые вузов-членов Магна Хартии. По-видимому, секрет прост – каждое, слово Хартии направлено на то, чтобы решить те общие проблемы, с которыми сталкиваются все современные университеты мира: повышение качества образования, организация работы в вузе с мультикультурным и полинациональным составом абитуриентов, студентов и преподавателей, ряд других не менее важных аспектов. А в центре внимания остается проблема университетской автономии.
«В контексте интеграции европейцы по-новому видят роль университетов в обществе, их миссию и пути успешного выполнения этого предназначения. Университет как важная единица социальной жизни, где воспитывается личность, как центр культурной и научно-исследовательской деятельности, как генератор новых ценностей и знания во всемирном масштабе, - вот вкратце современный портрет вуза, который пропагандируют ученые Европейского Союза», - комментирует точку зрения западных коллег глава Наблюдательного совета ЛНПУ, профессор, доктор педагогических наук Виталий Курило.
Авторы Хартии убеждены, что современный прогресс знаний возможен только при условии взаимного обмена информацией и документацией на уровне университетов разных стран, а также при постоянном росте числа совместных научных проектов. Это гарантия мобильности преподавателей и студентов, а также первый реальный шаг к тому, чтобы критерии оценивания в формате единого европейского образовательного пространства были приведены к общему знаменателю.
Европейская Хартия – это своего рода идеал, стремление к которому определяет успех и процветание современного университета. Исследовательская деятельность и учебный процесс заявлены в ней как единое неделимое целое, которое и является гарантом научности транслируемых университетом знаний. С учетом этих критериев, а также глобальных интеграционных процессов, вследствие которых перед университетами открываются политические и географические границы, должен происходить набор кадров.
Хартия также декларирует моральную и научную автономию вузов от политической и экономической власти, осуждает любые проявления тоталитарности, авторитарности, догматизма и диктатуры в системе образования как таковой.
Елена Лошакова