Новости Луганска и области

 



На главную
Культура, наука, образование

В Луганской области больше нет убыточных школ?

Когда в стране строятся церкви — это считают признаком того, что растёт уровень духовности людей, когда открываются новые школы — это тоже положительный показатель, свидетельствующий об экономическом благополучии государства. Но вот когда образовательная политика направлена на закрытие средних учебных заведений, сразу приходит на ум, что в государстве что-то не в порядке. И какими бы красочными тонами не расписывали чиновники эти закрытия, какими бы логическими доводами не объясняли во имя чего и вопреки чему они это инициировали, все равно понятно, что в стране наметился или уже существует кризис, причем кризис не только образовательной системы.

Так, закрытие 9 сельских школ в Луганской области, даже не смотря на все проблемы, которые оно решило, является достаточно ярким индикатором социальных проблем региона. Кто на Луганщине дал толчок на закрытие, ясно не вполне. Логично, что идея должна была исходить от областного управления образования. Но, как ни удивительно, управление это, оказалось, по уровню открытости информации, сродни Пентагону.

Данные о том, где, как и, главное, зачем были закрыты школы, начальники образовательной сферы области журналистам давать не хотят. Подобная секретность в таком вроде бы общественном вопросе достаточно подозрительна. Не хотят, видимо, местные чиновники, чтоб секреты, спрятанные за официальными документами, оказались на страницах СМИ. В лучшем случае, из-за понимания того, что уж очень не имиджевый это проект — закрытие школ, в худшем — из-за того, что социальная проблема была привязана к не совсем прозрачным финансовым операциям.

Правда, на районном уровне никто не окутывает эту проблему ореолом таинственности. Так, в Краснолуческом районе из-за недокомплектации было закрыто 3 школы: в поселках Вахрушево и Федоровка, а также в городе Петровское. «В этих школах училось где по 9 учеников, где 31-34, а расходы, как на нормальные школы. К тому же там учителям приходилось преподавать по 3-4 предмета, то есть терялось качество образования. Эти школы были убыточными для местных бюджетов. Так, одна из этих школ местному бюджету обходилась в год на одного ученика в 10 тыс. грн., хотя по государственному стандарту эту сумма должна составлять 1,200 грн.», — рассказывает начальник управления образования Краснолуческого городского совета Петр Дашевский. Такие средства на ныне закрытые школы затрачивались из-за того, что приходилось их восстанавливать после зимней техногенной катастрофы. В общем, уж слишком много проблем приносили эти школы, при том, что детей в них училось до трех десятков.

«Мы решили, что нужно закрыть эти убыточные школы. После того, как мы приняли решение о закрытии, мы провели собрание сначала с педагогическими коллективами и родителями учеников, потом поговорили с мэрами и депутатами. Мы очень серьезно подошли к этому, чтобы никого не обидеть», — отметил он.

Нельзя не согласиться с Петром Докашенко. Его доводы по причинам закрытия вполне логичны, только вот насчет того, что никто никого не обидел — вопрос спорный. Не все учителя смогли устроиться в другие, более крупные школы, не все родители довольны переводом их детей.

По словам представительницы родительского комитета уже закрытой школы № 16 Елены Светличной, родители изначально были против этого закрытия. «Мы писали и Президенту, и Министру образования, но и в ответе из Секретариата, и из Министерства было написано, что школа будет закрыта», — рассказывает она. Главная причина недовольства родителей — это вопрос того, как теперь их детям придется добираться в новые школы.

Одно из условий их закрытия было обеспечение перевоза детей по государственной программе «Школьный автобус». «Проблему с перевозкой детей к новому месту обучения с 1 сентября мы решили, договорившись о транспорте с городским АТП. Нам уже пришли два новых автобуса, которые ранее были обещаны. Затраты на их покупку и на их содержание будут погашены за счет государственной субвенции. Так что с 1 октября 2006 года они начнут возить школьников», — рассказывает Петр Докашенко.

Только вот даже при наличии автобусов в вопросе перевозки детей остается еще несколько нюансов. Во-первых, разбитые проселочные дороги, во-вторых, отсутствие освещения на школьных маршрутах, в-третьих, человеческий фактор. «На дорогах нет ни одного фонаря. Как детей будут возить назад из школы? Первый гололед и первые заметы — и никто никуда не поедет», — переживает родительница Елена Светличная. И она права. Действительно, бывает, что зимой в этих городах движение транспорта останавливается на несколько дней из-за сильных заметов. И потом, кто даст 100% гарантию, что не попадется предприимчивый водитель, который не будет брать и других пассажиров, кроме детей, чтобы заработать. Кстати, родители, которые хотели в начале сентября попасть на родительские собрания и другие школьные мероприятия, добирались своими силами, их никто в программе «Школьный автобус», естественно, не учел.

Судьба зданий, в которых ранее проходил учебный процесс, тоже неоднозначна. Пока они находятся под охраной, потом их, возможно, продадут. По рассказу одной из учительниц уже закрытого учебного заведения, половина ее вещей из пустующего кабинета уже пропала. Школы, по всей видимости, консервировать не будут, то есть возврата уже точно нет. Поэтому, если через несколько лет из-за возросшей рождаемости увеличится количество первоклашек, нынешние школы переполнятся еще больше.

Обеспокоены этой проблемой не только родители. Так, например, нардеп, бывший ректор Луганского национального педагогического университета им. Тараса Шевченко Виталий Курило считает, что закрытие школ — это просто преступление. По словам нардепа, Луганская область — одна из самых урбанизированных в Украине. «На Луганщине проживает 13% сельского населения, неужели остальные 87% не могут обеспечить им нормальную жизнь? Закрывать школы в сельской местности — это просто преступление. Из сельской местности дети часто просто не могут добираться до городских школ», — отметил Виталий Курило. Также он добавил, что это проблема решается во многих областях Украины, но не в Луганской области.

Насколько нардеп оказался близок к истине, покажет первый год обучения. В этом случае камним уже разбросаны, а время их собирать пока еще не наступило.

Юлия Силина


 
Другие материалы по теме:

17.11.2005, 21:34 «Выбор-2005»: в луганской школе из избирательных кабинок сделали уличные туалеты

13.10.2005, 18:34 Освітянська драма в Бараниківці

01.07.2005, 17:27 Учащиеся 10-х классов Луганска отрабатывают в школе на летних каникулах 10 дней по 5 часов