В эти сентябрьские, но ещё тёплые дни уже легко говорить об окончании знойного, жаркого лета. Для большинства луганчан позади беспечная отпускная пора, и поэтому есть прекрасный повод поговорить о предстоящем театрально-концертном сезоне. Об этом мы поговорили с начальником областного управления культуры и туризма Анной Овчаренко.
— Как Вы оцениваете материально-технического состояния наших театров и филармонии перед началом нового сезона.
— Совершенству, как говорится, предела нет. Потребность в финансировании всегда есть. В этом году средств на культуру выделено больше, чем в прошлом. На ремонт русского драматического театра, например, выделено 2 миллиона гривен. Уже отремонтирована сцена (положены новые полы), приведен в порядок зрительный зал, перетянуты кресла. Основная часть денег предназначалась на кондиционирование помещения. Ведь сейчас в городе русский театр — самый большой зал для проведения различного рода массовых мероприятий. Однако летом в зале жарко, а зимой холодно.
Украинский академический театр дополнительно к выделенному бюджету получил еще 500 тысяч гривен на ремонт крыши. В зале зрителей ждут новые кресла.
Что касается филармонии, то здесь оптимизма меньше. Последние годы ремонт филармонии вообще не финансируется. В свое время был сделан очень дорогостоящий проект реконструкции всего здания. В перспективе это должно стать учреждением культуры с тремя концертными залами. Вначале отремонтировали подвальные помещения, коммуникации, административную часть. В общей сложности на это было истрачено 1 миллион 700 тысяч гривен. Однако такие частичные вложения оказались недейственными. Пока придет следующая часть денег, приходит в негодность то, что уже отремонтировано. Поэтому было принято решение найти и получить всю необходимую сумму. Специалисты определили, что на первый пуск строительства необходимо 14 миллионов гривен. Надеемся, что на следующий год они будут выделены. Необходимые документы подготовлены и направлены в правительство. Нынешнее материально-техническое обеспечение филармонии финансируется из областного бюджета, и все, что необходимо (приобретение аппаратуры, обновление инструментов симфонического оркестра) за один сезон мы заменить не сможем. За последний год были приобретены 4 инструмента, звукозаписывающая аппаратура, костюмы для артистов.
— Самый дорогой инструмент — орга́н — до сих пор находится в разрушенном, неотапливаемом помещении?
— Орган законсервирован. За ним организован хороший уход. Органистка Анна Мокрова регулярно его открывает, играет, занимается со студентами. В нашем институте есть специальность органист. Так что орган в действии, но пока не для широкой аудитории. В своё время орган пользовался большой любовью у слушателей.
Театр кукол — один из нескольких в Украине, работающих на высоком творческом уровне. Там замечательный режиссер Евгений Ткаченко. Артисты с такой самоотдачей, с такой любовью относятся к делу. Наш театр кукол хорошо знают. В этом году его приглашали на международный фестиваль в Беларусь, как один из лучших в Украине.
— А почему они не поехали? Не было денег?
— Тут несколько причин. Театр несколько раз уже ездил в Ужгород на фестиваль «Интерлялька», привозил первые места и различные награды. И, кроме того, надо было отработать договоренные спектакли в крымском лагере «Южный» (являющийся собственностью территориальных громад Луганской области — ред.). В октябре театр снова будет принимать участие в международном фестивале «Интерлялька», где покажет спектакль «Ночь перед Рождеством» по Гоголю (режиссер Евгений Ткаченко).
По театру кукол есть одна серьезная проблема — очень медленно наши актёры, замечу — достойные, получают звания. За последние 15 лет театр кукол не получил ни одного. В русском театре удалось представить к званию Народный артист Украины Дмитрия Витченко, а актера Евгения Кравцова к званию заслуженный артист Украины.
— А вообще, чья это забота?
— Театр подаёт представление, областное управление культуры подтверждает, министерство согласовывает и Президент подписывает указ. Может, есть квота на звания для одной области, я до конца не разобралась, почему так происходит.
— Но ведь необходимость в этом вы чувствуете?
— Конечно. Особенно хочется поддержать театр кукол. Это нонсенс, что нет званий у очень достойных актеров. Сейчас у нас в работе оформление документов на представление театру кукол звания академического.
— Мы с вами постепенно подошли к собственно творчеству, к началу театрально-концертного сезона…
— Первыми открывают сезон артисты филармонии. В этом году открытие продлится два дня, так как областной дворец культуры не сможет вместить всех желающих послушать классическую музыку. Это очень радует. В дни открытия будет звучать музыка Брамса и Чайковского. Дирижирует оркестром Курт Шмид. Благодаря ему наш оркестр получил признание слушателей не только Украины, но и европейских стран. В ноябре будут проходить дни Украины в Австрии. На них приглашен и наш Луганский симфонический оркестр с исполнителями и хором студентов. Наша первая скрипка, заслуженный артист Украины Юрий Кириченко в составе венского оркестра едет в Японию на рождественские праздники. Зарубежные слушатели, слушая исполнительское мастерство наших музыкантов, приходят в недоумение, когда узнают об их мизерной заработной плате. Это, конечно, огорчает.
Кроме симфонического оркестра в филармонии плодотворно работает молодой, профессиональный коллектив «Легенда». На праздновании Дня независимости в Киеве в этом году они представляли Луганск. Также хорошо и много работают коллектив «Киевская Русь» и ансамбль «Кантабеле» ("певуче" по-итальянски Cantabile, видимо в оригинале опечатка, — CityNews).
К сожалению, наши горожане почти не знакомы с литературным театром «Симфония души» — две выпускницы института культуры и искусств (руководитель Владимир Калашников) играют мини-спектакли на украинском языке. Очень интересно и по исполнению, и по режиссуре. Но, замечу, их очень хорошо знают зрители Львова. Может здесь и мое упущение в, как теперь говорят, «раскрутке» этого мини-театра.
Русский драматический театр уже объявил о начале нового сезона — 6 октября показывают спектакль «Поздняя любовь» по Островскому. Их спектакль «Очень простая история» (режиссер Петр Бойко) на межрегиональном фестивале в Донецке получил высшую оценку жюри. С этим же спектаклем в начале сентября театр принял участие в первом международном фестивале «Встречи в Одессе», где был награжден дипломом.
— Зрители любят спектакли русского театра, но одновременно слышны и тревожные нотки — труппа стареет…
— К сожалению, проблема с молодежью есть. Мы не имеем даже общежития. В нашем единственном общежитии колледжа культуры и искусств для артистов филармонии и театра есть пятый этаж, и там люди годами ждут улучшения квартирных условий. Предложения и ходатайства перед министерством культуры и туризма о присвоении театру звания академический могут решить вопрос увеличения заработной платы. А жилье остается вопросом номер один.
— Анна Эдуардовна, в чем вы видите основной круг деятельности вашего управления — помогать, контролировать или управлять?
— Вопрос не в бровь, а в глаз. На последнем совещании по управлению я пыталась напомнить сотрудникам, что мы тут находимся для того, чтобы помогать и координировать, но ни в коем случае не препятствовать некоторые чиновничьи вопросы, когда от работы управленцев зависит финансирование учреждения и проведения мероприятий. Ведь каждое учреждение культуры — это целое государство, творческое и финансовое. А в прямом подчинении областного управления культуры и туризма — 16 учреждений культуры, являющихся областной коммунальной собственностью. Поэтому, естественно, помогать, координировать, но и функции контроля за нами остаются.
Надежда Брежнева, газета «Молодогвардеец»