От истории своего предприятия, учебного заведения никуда не уйдешь, как и от собственной судьбы. Даже в том случае, когда история не то чтобы забывается, а просто сама по себе теряется вместе с документами, которые подтверждают ее истинность. Кто-то пытливый и дотошный обязательно вновь откроет факты давным-давно минувших дней.
Так случилось и с Луганским профессиональным машиностроительным лицеем, бывшим ПТУ №7. Это сейчас его директор Виктор Александрович Шемет с гордостью говорит: «Нам скоро исполнится 184 года». А ведь было так, что наметили здесь отмечать 70-летний юбилей учебного заведения. Директор пригласил на празднование и луганского писателя Геннадия Довнара, автора книги о станкостроительном заводе, базовом предприятии училища. А Геннадий Станиславович вдруг реагирует совершенно удивительно: «Я приду, только вы отменяйте праздник. Вам не семьдесят, а на целых сто лет больше».
Вот это заявочки, ничего не скажешь. Туда-сюда целое столетие. Но все было точно: писатель кропотливо поработал в архивах Санкт-Петербурга и представил старинные документы.
Лицей (гр. lýkeion) — первоначально — название священной рощи возле храма Аполлона Ликейского в древних Афинах, где учил Аристотель, позже — тип высшего учебного заведения без разделения на факультеты, в наши дни — тип среднего общеобразовательного учебного заведения, обычно с углублённым изучением каких-либо предметов, в некоторых странах — общеобразовательная школа. Отличие лицея от гимназии состоит в том, что гимназия, как правило, не даёт профессиональных умений квалификационного уровня, лицеи же обычно являются базовыми учебными заведениями для определённых вузов. Связь с вузом для гимназии необязательна.
Историк по образованию, Шемет был, конечно, обрадован. Вот, значит, какая у нас славная и долгая биография. Сколько еще имен может добавиться к уже известным! Здесь учились известный украинский поэт Николай Упеник; директор первого в городе Дворца пионеров секретарь подпольного обкома комсомола в годы Великой Отечественной войны Надежда Фесенко; военный летчик, ныне москвич, автор книг Егор Черепень…
Всех, понятно, не перечислишь. Хотя перечислять хочется. Очень интересные люди заканчивали ПТУ, ФЗУ, а теперь, оказывается, и горную школу — всё это в одном лице. В лице лицея. Красивый каламбур получается, не правда ли? (не очень, — ред.)
Если быть первыми, так во всём
Так почему же лицей «потерял» сотню лет своей жизни? Если коротко, то на этот вопрос можно ответить так: уж очень у него бурная история была. Поэтому длительное время считали, что училище было основано в 1922 году. Таковые последние данные сохранились в самом Луганске. Гражданская война основательно подкорректировала историю первого профессионального учебного заведения Луганска.
На самом же деле за сто лет до этого начальник Луганского горного округа литейного завода Август Гесс де Кальве в своем письме в горный департамент, которому было подчинено предприятие, сообщал вместе с тем, как идут производственные дела, о строительстве больницы, заводского музея, библиотеки, учреждении горной школы.
Заводу требовались квалифицированные кадры, и без своего учебного заведения просто невозможно было обойтись.
Кадры готовились действительно достойные. Например, одним из первых выпускников школы был Павел Кулешин, впоследствии — ученый-геолог, открывший… затаите дыхание: ни много ни мало — Криворожское месторождение железной руды!
Школа патронного завода продолжала действовать после Февральской революции. Не прекратила работать и после революции Октябрьской. В 1925 году при заводе имени Обороны Красного Луганска училось 212 человек.
Исторические сведения донесли до нас, что с 1930 по 1933 год в ФЗУ №7 по специальности «слесарь» обучалась рыжеволосая веселая девушка Надежда Фесенко. Так красиво и многообещающе начиналась ее взрослая жизнь! В 1933-1937 годах она работала слесарем цеха станкостроения патронного завода. Стала бригадиром первой женской ударной бригады. В 1936 году избрана делегатом Восьмого чрезвычайного съезда Советов в Москве, где принималась Конституция СССР. Привезла оттуда неизгладимые впечатления. Особенно ей запомнилась встреча и беседа с Надеждой Крупской. Ну как же — жена и соратница самого товарища Ленина!
Дальше Надежда Фесенко работает секретарем Климовского (ныне Ленинского) райкома комсомола Луганска. С 1938 года — первый директор первого в Луганске Дворца пионеров.
Общительная открытая девушка в войну — снова на переднем крае. Надя — секретарь подпольного обкома комсомола, связная партизанского отряда Яковенко.
В ноябре 1942 немецкие оккупанты схватили Надежду Фесенко. Известно то, как её жестоко пытали, и то, что ничего выпытать врагам не удалось. Надежду расстреляли в районе Острой Могилы. За мужество и героизм она посмертно награждена орденом Отечественной войны первой степени.
А училище тем временем было эвакуировано на Урал. Учащиеся и педагоги ковали оружие Победы.
После освобождения Луганска в октябре 1943 года училище было восстановлено.
Оно так втянулось в работу для фронта, что еще долго сохраняло военный облик. Например, на 10 августа 1945 года в училище было 20 взводов и 60 отделений. В течение года сдали зачеты 140 станковых пулеметчиков, 55 пулеметчиков, 47 автоматчиков. 102 учащихся стали «Ворошиловскими стрелками».
Станкостроительный завод стал мощным многопрофильным предприятием. Там была высокая зарплата, попасть туда токарями мечтали даже выпускники машиностроительного института.
На заводе нашли признание рабочие — Герой Социалистического Труда Ю.П. Ольховский, кавалеры ордена Ленина В.А. Жижкин, В.И. Немцев, кавалер ордена Трудового Красного Знамени И.П. Шипер, кавалер двух орденов Трудовой Славы И.Р. Кутняков, лауреат Государственной премии СССР Т.Н. Прокоп.
Неслучайные здесь люди. Начиная с директора
Если училище связано со станкостроительным заводом огромное количество времени, то откуда мог прийти сюда нынешний директор лицея? Ну конечно же, Виктор Шемет начал свою трудовую деятельность на этом заводе. На заводе работали и его родители. А отец, Александр Ильич, в том грозном и радостном году — 1945-м — седьмое училище заканчивал.
Виктор работал с отцом в одном цехе. Заводчане торжественно проводили парня в армию. После службы он закончил Луганский педагогический институт, получил профессию историка. Историку вроде бы на заводе трудно найти подходящее место, а вот в заводском училище он пригодился в самый раз. Два года работал секретарем комитета комсомола. Потом преподавал, был заместителем директора по воспитательной работе, уже семь лет — директор.
Николай Упеник и другие «заводские» писатели
Шемета по-прежнему тянуло к истории. И не только к той, которую изучал в вузе. Интересовало и прошлое училища. По сути, стал инициатором создания музея училища. Копался в архивах. Много интересного узнал. Например, то, что ФЗУ станкостроительного завода закончил известный украинский поэт, тогда проживавший в Киеве, Николай Упеник.
В ФЗУ он поступил пятнадцатилетним парнишкой. Закончил училище и другой доли не искал — сразу же на завод, где несколько лет слесарил. Писал стихи, прозу. И талант повёл Упеника дальше. Он закончил Московский литературный институт имени Горького, Луганский педагогический институт.
Воевал с первого дня Великой Отечественной. Как солдат известного Таращанского стрелкового полка принимал участие в боях на Юго-Западном фронте, в Сталинградской битве, освобождал Украину и Молдавию.
Талант Николая Упеника раскрылся рано. В 1935 году, когда ему исполнился всего 21 год, была издана его первая книга стихов. С тех пор выпустил около трёх десятков книг. Самые известные — «Краснодонская тетрадь», «Огонь не гаснет», «Земные орбиты», «Солнце над городом», «Слово о вечной дружбе», «Багровые листья», сборник песен «И мужество, и любовь». Николай Упеник — лауреат премии имени Александра Фадеева.
Выход «на Упеника» Виктору Шемету найти было не так уж и трудно. В училище постоянно работала литературная гостиная. Преподаватели и учащиеся встречались с луганскими писателями. И Шемет обратился к Степану Бугоркову с просьбой связать его с Упеником. Это было как раз вовремя. Степан Степанович сказал, что Николай Упеник собирается в Луганск: «Я буду с ним встречаться, и, думаю, он с удовольствием побывает в родном училище».
В музее училища Виктор Шемет высказал пожелание киевскому гостю: «Хочется, чтобы в музее появилась посвященная вам экспозиция на целую стену».
Упеник охотно рассказывал о себе — о войне, особенно о Сталинградской битве, о том, как работал в редакциях газет «Правда Украины», «Радянське мистецтво», в журнале «Всесвiт». Пообещал прислать фотографии и книги. И прислал. На обратной стороне фотографий сделал подписи.
Теперь они — настоящее украшение музея.
Кстати, в литературном объединении занимались Михаил Матусовский, Марк Черняков, Юрий Черкасский, Александр Зайцев.
Всем нужны и все востребованы
Лицеем седьмое училище стало в 2003 году, в год своего 180-летия. Это что-то изменило в учебном процессе?
Виктор Шемет рассказывает:
— Мы стали значительно теснее контактировать с вузами. Это предусмотрено и Уставом нашего лицея. У нас заключены договоры о сотрудничестве с кафедрой сварки Восточноукраинского национального университета имени Даля. Преподаватели вуза ведут у нас занятия и, кстати, просто поражаются глубоким знаниям лицеистов. Поэтому туда для наших выпускников дорога открыта — ежегодно студентами ВНУ становятся 30-35 человек. Завязываются у нас связи с Луганским национальным педагогическим университетом имени Тараса Шевченко. В лицее проходили практику пятикурсники этого вуза, так наши лицеисты-второкурсники запросто затыкали их за пояс по знанию материала. В педуниверситете особенно нас привлекает новая специальность — инженер-педагог по обслуживанию городского транспорта. Готовят преподавателей. Так вот, студенты вуза даже двигатель никогда не разбирали, нет у них соответствующей базы. Как они будут преподавать? А для наших слесарей по ремонту автомобилей — это простое дело. Заключён договор с Харьковской цивильной академией (бывшей пожарной). Наши лучшие выпускники там учатся.
Основные профессии, которые готовят в лицее, такие: станочник широкого профиля (выпускник готов работать на всех видах станков — токарных, фрезерных, сверлильных, шлифовальных и так далее); монтажник внутренних санитарно-технических систем (ЖЭКи очень просят таких специалистов, и в связи с неизбежным глубоким реформированием жилищно-коммунального хозяйства они все больше будут требоваться); электрогазосварщик; электромонтер по ремонту и обслуживанию промышленного оборудования; оператор компьютерного набора, секретарь руководителя.
Есть ли проблемы с трудоустройством у выпускников лицея? Можно сказать, что нет никаких. Лицей помогает им найти хорошее место, и 90 процентов работают по специальности. Ребят охотно принимают. Ведь знают: лицеисты — настоящие асы в своей профессии. Как вот, например, Ярослав Сергейцев, занявший первое место в области по своей профессии — электромонтёр по ремонту и обслуживанию промышленного оборудования. Его мастер производственного обучения Юрий Николаевич Линник завоевал звание «Мастер года».
В лицее умеют учить и умеют учиться.
Прямо — настоящая идиллия. Но сам же Виктор Шемет ее тут же вынужден нарушить:
— В этом году выпустили 186 человек и трудоустроили их на 96 предприятиях Луганска и области.
Вы скажете: ну и что тут такого? А вот и есть все же «такое»!
Сейчас в лицее учится 546 человек. Заведение рассчитано на 700 человек. Долго держали такой контингент. Держали-держали, да не выдержали. Раньше выпускники, как говорится, стройными колоннами маршировали на станкостроительный завод — базовое предприятие. Теперь там делать, по сути, нечего. Приходится распылять выпускников. Искать новых экономических партнеров — «Лугансктепловоз», сотый завод… Но больше — различные АО, СТО.
Базового предприятия как такового просто нет. И с этим связано появление множества проблем, которые раньше казались совершенно невозможными.
Без металла ничего не выточишь, без электрода ничего не сваришь
Да, фактически не стало станкостроительного завода. Значит, без ностальгических воспоминаний никак не обойтись.
Виктор Шемет рассказывает о том, с чем приходится сталкиваться практически ежедневно:
— Раньше мы не знали проблем с финансированием, завод всем обеспечивал. Теперь у нас финансирование идёт только по трём статьям — выплачивается зарплата, стипендия 94 гривни в месяц, на 80 процентов оплачиваются коммунальные услуги. Конечно, хорошо, что хоть это есть и средства поступают без перебоев. Но ведь вот проходит практику сварщик. Ему нужно выдать спец-одежду, маску, электроды, ацетиленовый аппарат. На это нам не выделяется ни копейки. Токарю нужны резцы, металл, в конце концов. Но за что все это купить? Станочная база у нас прекрасная, мы даже в самые трудные времена ни одного станка не продали, не сдали на металлолом. Но станок сам по себе ещё не рабочее место.
Как же выходят из положения в лицее? Остается один-единственный вариант: просят родителей помочь. Родители все понимают, тем более, хотят же, чтобы дети по-настоящему освоили профессию, заложили прочную базу своему будущему.
Но Виктору Александровичу все это очень не нравится. Ведь помнит он и другое, когда не родители училищу помогали, а училище — родителям.
Что имеется в виду?
А вот что — Шемет вспоминает:
— Когда я пришел сюда впервые, всё гудело. Для учащихся завод организовал трехразовое бесплатное питание. Прекрасная была столовая, с конвейерными линиями, еда подается, пустая посуда отправляется в мойку. А как одевали учащихся! Вот давайте перечислю: каждому — пальто зимнее, куртка осенняя, шапка, костюм, спортивный костюм, рубашка, галстук, трусы, майка, рукавицы, носки, спецодежда… Наверное, не всё даже вспомнил.
Вот те «несчастные» электроды, с которыми — сплошные проблемы сейчас, тогда, по словам Шемета, завозили машинами. Так же, конечно, как и металл.
С коммунальными услугами проблем не было никаких. Об этом тогда никто даже не задумывался. А сейчас то свет грозятся отключить, то ещё что-то. Было дело, перестали подавать в лицей воду. Должником он стал. Возили её в бочках на тачках. В лицее была полнейшая чистота, что удивило даже подоспевшую придирчивую санстанцию.
— Сейчас же: дождь пошёл — и я на крыше, — сетует Виктор Александрович. — Вижу, что нужно покупать рубероид, смолу. Но мы выживаем. Создали из учащихся строительную бригаду. Проложили сто метров труб. Такая вот у них практика.
Лицей выглядит и сейчас прекрасно. Так, как говорится, дай Бог каждому. Веселые, энергичные учащиеся, деловые, бодрые преподаватели. Светлые аудитории. Интересный музей.
Вот только бы всю производственную базу задействовать на все сто процентов. Не зря же её так любовно сохраняли.
Кстати, площадь лицея — 11,5 тысячи квадратных метров.
Тут работать и работать. И ребята работать желают.
От редакции. И какой только светлой голове пришла мысль переименовать ПТУ в лицеи?
Анатолий Кобельнюк, «Ракурс+»