Новости Луганска и области

 



На главную
Культура, наука, образование

Первый памятник Кобзарю поставили меценаты Алчевские

6 ноября польская полиция задержала двух молодых людей, которые в конце октября совершили акт вандализма — находясь в состоянии алкогольного опьянения, разрисовали белой краской памятник Тарасу Шевченко в городе Белый Бор (Западнопоморское воеводство). Этот монумент, выполненный в форме стилизованного казацкого креста, был подарен Украиной местной украинской общине в 1991 году. ...

Данный случай вызвал в среде ученых-шевченковедов вопросы, связанные с защитой наследия Кобзаря в Украине и зарубежом. Особенно актуален этот вопрос в контексте приближающегося 200-летия Тараса Шевченко, которое Украина будет праздновать в 2014 году. Так, в бедственном положении пребывает Национальный музей Шевченко, где хранится 90% живописного и графического наследия Тараса Григорьевича. Вот уже два года там не могут открыть постоянную экспозицию. В плохом состоянии находятся уникальные рукописные тексты в Институте литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины. Попытки начать строительство современного культурного центра «Шевченковский дом» вот уже более 10 лет совершаются только на бумаге. Последний указ президента по этому поводу, изданный в июне 2006 года, ситуацию не улучшил («ДЕЛО» дважды писало об этом).

На этом фоне выделяется проект по возрождению первого в мире памятника Тарасу Шевченко в Харькове. В 1898 году известные харьковские меценаты Христина и Алексей Алчевские заказали бюст из белого мрамора известному скульптору, профессору Санкт-Петербургской Академии художеств Владимиру Беклемишеву, чтобы установить его в Харькове. До этого энтузиастам удалось установить только надгробный памятник в Каневе и небольшой монумент в Казахстане, где Кобзарь находился в ссылке.

Фактически Алчевские решили создать памятник Шевченко в городе, к которому он не имел никакого отношения. То есть речь шла не просто о памяти, а о первом публичном признании таланта Кобзаря, его взглядов. Это было очень смелое решение, поскольку политика царской России в отношении Шевченко была предельно жесткой — ни о какой популяризации, увековечивании речи быть не могло. По информации харьковской прессы того времени, за памятник было заплачено 1000 тех рублей. Однако местная власть запретила устанавливать бюст Шевченко в публичном месте.

Тогда Алчевские в частном порядке установили его на территории собственной усадьбы. Алексей Алчевский, будучи одним из крупнейших харьковских предпринимателей, хотел завещать усадьбу городу для того, чтобы на ее территории устроили городской парк.

Однако в том же году он обанкротился и покончил жизнь самоубийством. Имущество семьи за два года было продано с аукциона. Новый хозяин поместья планировал уничтожить памятник, но Христине Алчевской удалось его снять и сохранить. 30 лет он находился в семье Алчевских, а в 1933 году был подарен Государственной шевченковской картинной галерее. Сейчас бюст находится в фондах Национального музея Тараса Шевченко в Киеве.

К 350-летнему юбилею Харькова, отмечавшемуся в 2004 году, памятник планировалось восстановить. Но тогда инициатива ученых натолкнулась на целый ряд организационных и финансовых трудностей, а потому была отложена. В 2006 году данную инициативу поддержал Международный фонд «Украина 3000». В комментарии «ДЕЛУ» координатор программ Фонда Алексей Копытько сказал, что уже получено официальное согласие от музея Шевченко на изготовление копии мраморного бюста. Это общемировая тенденция, когда оригинальные мраморные скульптуры в целях сохранения переносят с улиц в музеи, а на их место устанавливают копии в материале. Инициативу по восстановлению памятника поддержал и Харьковский художественный музей. Теперь, по словам представителя Фонда, осталось получить согласие от городских властей.

Действительно, данный памятник будет выгодно отличаться от многих, которые как грибы после дождя возникли в городах и весях Украины. «Нередко — автоматически, на месте бывших памятников Ленину», — считает Алексей Копытько.

Помимо символической и исторической нагрузки, монумент работы Беклемишева имеет высокую художественную ценность. Он станет украшением центра Харькова. Точно так же, как и памятник-шедевр работы Иосифа Лангбарда и Матвея Манизера.

Дмитрий Барков, газета "ДЕЛО" № 256 от 09 ноября 2006


 
Другие материалы по теме:

08.03.2006, 13:11 В Луганске пройдут мероприятия, посвящённые 192-й годовщине со дня рождения Т. Шевченко

11.11.2005, 15:06 Александр Мазуренко прошёл на костылях почти всю Украину