obkom.net.ua
Вновь «Обком» обращается к современной отечественной поэзии. Известно, что бумага стерпит все, даже зарифмованный восторг в адрес начальства и прочую чушь. Но вот когда людям (тем более — студентам) приходится годами терпеть выходки самодура, возомнившего себя солнцем луганской поэзии, тут поневоле выступишь с критикой.
Графомания — дрянь редкостная. Однако у этой неизлечимой болезни есть критическая черта, за которой начинается истинная абсурдная гениальность. Среди кучи графоманского хлама, изданного сдуру на деньги авторов и пылящегося всем тиражом на полках государственных книжных магазинов, можно отыскать настоящие перлы, достойные храниться в лучших литературных коллекциях.
Если вас уже не смешат ни выступления Леонида Кучмы, ни тем более Петросяна, а настроение поднять хочется — поищите в магазинах книги «поэтессы» Лидии Лазор. Если в вашем городе таких нет — слетайте в Луганск: оно того стоит.
Я, доктор юридических наук,
Слышу законов сердечный стук.
Звучит? Еще как!
Лидия Лазор — декан юридического факультета Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля, заслуженный юрист и членкор Академии правовых наук — в своих стихах утверждает, что ее гениальный поэтический дар «полсотни лет изволил спать» и вдруг проснулся (интересно бы было взглянуть в глаза тому «герцену», который его разбудил).
В общем-то, для пенсионного возраста понятно — не юриспруденцией же все-таки заниматься. И вот уже добрый десяток лет поэтическая деканша клепает в среднем по книжке в год, издавая их в твердой обложке, на хорошей бумаге неплохими тиражами (1000-5000 экземпляров). При этом в своих же стихах часто жалуется на «бедность поэта».
В творчестве Лазор есть четыре главных направления: богословие, интимная лирика, гражданско-философская и оды руководству области и родного вуза. Богословскую лирику (псалмы, молитвы и т.д.) здесь приводить мы не осмелимся, дабы не оскорблять религиозные и эстетические чувства многих читателей. Зато перлы из других отраслей лазоротворчества вполне заслуживают пространного цитирования.
Начнем с любовной. Как вам такой великолепный пример:
«К мужчинам»
Один — унизил, оскорбил.
Другой — коварством обернулся.
Тропу измены — третий свил.
И свет любви во мне задулся.
И я к мужчинам охладела,
От них не жду горенья дня.
Та святость, что я к ним имела,
Во мне рассеялась до дна.
На них смотрю, как на измену,
На путь, изъеденный тоской.
Господь, пришли ты им замену —
Мужчин возвышенных душой.
Специфические образы и выражения поэтессы, кочующие из креатива в креатив, забываются не скоро — в самом деле, не каждый додумается до фразы «свет любви во мне задулся» или «свить тропу». Это, согласитесь, признак истинной гениальности, и под силу он только по-настоящему возвышенным душой.
А вот такая вот миниатюра:
Ядреное счастье — печали разрушит,
Весной быстрокрылой взлетит.
Тоскливые слезы оно иссушит
И радостной песней пронзит.
Уже за фразу «ядреное счастье» творения поэтессы можно вносить в золотой фонд русскоязычной литературы. Или вот еще любовная философия «по стопам Козьмы Пруткова»:
Равноправной любовь не бывает.
Мужчина ведь детей не рождает.
Хотя радость она обоим дает,
Однако женщина груз страстей несет.
И не беда, что 70% рифм Лазор — глагольные, а стихотворный размер, мягко говоря, отсутствует. Истинная поэзия без такой мелочи, как техника стихосложения, обойдется. К тому же юридический демиург берет не качеством, а количеством. Закончить знакомство с любовной лирикой поэтессы можно ее признанием в любви к себе самой, поскольку в следующих разделах эта любовь возрастает в геометрической прогрессии. Себя Лидия Ивановна называет ласково: «Лазорушка».
...Лазорушка, желанная,
Ох, как же ты красна!
Любовью ты воззванная
На целый свет одна!
Отдельная тема творчества Лидии Ивановны — творчество Лидии Ивановны. Стихи о поэтическом гении (правда, скромно, без указания подразумевающейся персоналии) встречаются буквально через страницу:
Поэзия, как едкая свекровь,
У крохобора вмиг взбушует кровь.
Его заставит в страхе пребывать,
Когда в лукавстве станет обличать.
По крайней мере, «кровь» здесь рифмуется не с опостылевшей любовью, а с матерью мужа, что еще раз убеждает в оригинальности мышления авторши.
Когда поэт в убеждении тверд,
Тогда за собой поведет он народ.
Критикой злобной не будет убит,
А благоденствие народу явит.
Вот так, ни больше, ни меньше.
Гений, друзья, чужим не бывает,
Он в родной стране вызревает,
Так создайте условия, чтоб мог расти,
Дары вам невиданные нести.
На страницах своих книг (по крайней мере, цитируемой — «Грозди жизни») Лазор настолько часто рассуждает о литературных бездарностях, что закрадываются подозрения в самокритике:
Богом писательство коль не дано,
Тогда под замком значит оно.
Напрасно замок запретный сбивать,
Там искре Господней не почивать.
А после прочтения такой фразы подозрения только усиливаются:
Чем выше интеллект собою,
Тем стих роскошнее взойдет.
(«Диалог»)
Однако подозрения сразу же рассеиваются через несколько страниц:
...Чутьем знаю, слава будет,
Лазор книги — разметут.
Медный памятник мне срубят,
Других много возведут.
(«Слава»)
Однако это еще цветочки, причем представленные под грифом «Шуточное». Истинное предназначение великого гения Лидии Лазор поэтесса являет нам в креативе «Непонимание»:
Ведь я поэт! Язык народа!
Источник райского тепла!
Во мне — духовная свобода,
А власть меня не поняла.
Как видим, наш «райский калорифер» уже записывает себя в диссиденты. Отчего-то не складываются у нее отношения со «властью». Что имеет в виду Лазор под словом «власть» — непонятно, поскольку с руководством области, как будет видно ниже, понимание у нее стопроцентное. Увязывает мифические репрессии поэтесса с... языком своих творений!
От работы я очень устала,
А ценить все никак не хотят.
Хоть и много дорог протоптала,
Да не мне они радость дарят.
Украина, тобою дышу я,
И не жду я особых наград.
Но за то, что на русском пишу я,
Мне преграды повсюду чинят.
(«Сумею»)
Исходя из контекста, можно предположить, что «преграды» выражаются в отказе кого-то из местных печатать за государственные деньги книги Лазор. Ну конечно, дело здесь исключительно в русском языке гениальных произведений! В самом деле, как смогут пропустить язык Пушкина и Даля украинские националисты Луганщины?! Это они только для виду ежегодно пытаются превратить область в гетто с двумя государственными языками, а на самом деле в их кабинетах сразу за портретом Путина висит Степан Бандера, а под книжкой «Украина — не Россия» на столе спрятаны тома Донцова.
Тема соседнего государства вообще всплывает в творениях Лазор нередко:
Моя зовущая Отчизна!..
В моей ты главная судьбе.
Я Украину люблю сильно,
Россию — чувствую в себе!
Еще бы! В Украине творчество Лидии Ивановны, мягко говоря, не слишком воспринимают, зато в 2001 г. некая «Лидия Лазор, Украина» была принята в Союз писателей России («предпенсионная» организация — более-менее уважающие себя писатели ушли в Союз российских писателей, а СПР со всей совковой убежденностью ударился в маниакальное «православие, самодержавие, народность»; соответственно, идеологическая выдержанность, по-видимому, ценится более таланта).
Особняком в творчестве исследуемого автора стоят перлы «гражданско-бытовой философии»:
Лихой человек Родину не любит,
И ее, он, как мать, не приголубит.
А выгоду для себя с лихвой извлечет,
И ее спасать никогда не пойдет.
Мощно!
Гордящийся человек деньгами —
Не ладит попросту с мозгами.
Видать извилин мало в нем,
Коль он горит больным огнем.
А вот это вообще шедевр:
«Отличие человека от каннибала»
Каннибал ест человека,
Не страшась запретов века.
А человек грызет себя,
Чтобы людей обнять любя.
Ну вот как тут не всплакнуть?
Вообще-то, с признанием гения у поэтессы, как бы она не жаловалась, все в порядке — родной вуз обеспечил всем, чем мог. А что не дал вуз — подарила конъюнктура. Глава УПЦ (естественно, МП!) Владимир Сабодан за литературно-псалмопевческие заслуги жаловал Лазор юбилейный орден «Рождество Христово» (в самом деле, как не отметить человечка, который пишет песни-оды отдельным архиепископам?). Владимир Литвин во время предвыборной поездки блока «За ЕдУ» вручил орден поэтессе княгини Ольги (как указывается в книгах Лазор — за вклад в литературу и воспитание студентов). Кроме того Лазор стала лауреатом Литературной премии им. Владимира Даля! К счастью, не той, которую в Париже присуждают, а всего лишь местной, луганской, учрежденной под выборы-2002 СДПУ(о) и неким Межрегиональным союзом писателей.
Думается, Даль бы в гробу перевернулся, прочитав следующее творение лауреата имени себя:
«Владимир Даль»
Луганский плавился металл,
Полями стлалась даль.
Но город наш значимей стал,
Ведь в нем родился — Даль!
Как светом ярким — засветился
Раскрытою душой.
И Даля флаг над вузом взвился,
Сплотив своей зарей,
Великорусским языком
Славянский наш народ.
С заветной думой об одном,
Чтобы нас вести вперед.
И чтоб смелей Москва дружила
С Луганскою землей.
И в разум — знаний клад вложила —
Навек была родной.
Даль беспокоился об этом,
Казак Луганский наш.
Хотел, чтобы светился светом
Весь наш Донбасский кряж.
Его дела нам верой стали
Во взятии высот.
И в честь него мы вуз назвали,
Он в нем и в нас живет.
Есть подозрение, что именно за этот крепкий, «кряжистый» стих Лазор в 2002 г. и стала лауреатом. Стоит отметить, что годом ранее эту премию вручили Никите Михалкову...
Конъюнктурные мотивы — одна из «фишек» Лидии Лазор. Причем оды к начальству, своему вузу и городу мало чем отличаются от ее же молитв к Господу.
Вот, к примеру, цитата из стихотворения «Родимый Луганск»:
Светлым ликом милым,
Мой ты городок,
Велик Божьей силой,
Свежестью дорог.
Последняя строка вообще заставляет искать отпавшую челюсть каждому, кто бывал в Луганске и ездил по городу на автомобиле (особенно вокруг университетского юрфака). Свежесть дорог! Вывод из оды напрашивается: у столицы самой восточной области Украины две радости — Лазор и дороги.
Далее конъюнктура усугубляется. Ода с пафосным названием «Тропы счастья осветив» и примечанием: «посвящается председателю Луганской облгосадминистрации, Александру Сергеевичу Ефремову и председателю Луганского областного совета, Виктору Николаевичу Тихонову».
Я земляков хочу поздравить
С победой важных ценных дел.
Не устает Господь их славить —
Добро творить ведь их удел.
Они ведь — силы не жалеют,
За свой народ горой встают.
И в нем грядущее лелеют,
И в светлый день его ведут.
И дарят новые рассветы,
В Москву дорогу проложив.
Взметнул Ефремов яркость света
И тропы к счастью осветил.
Он дал простор людским желаньям,
Он в братство двери прорубил.
Своим напористым стараньем —
Стяг дружбы смело водрузил.
И Тихонов — его сподвижник
Наполнил благом жизни путь.
Он полон дел тяжелых, Вышних,
Он беды все спешит задуть.
Еще умиляют строки, посвященные руководителю депутатской группы «Союз» Николаю Гапочке: «Николай Михайлович, родной! Сердцу моему Вы дорогой». и т. д… А чего стоит поздравление с 60-летием ректора вуза Александра Голубенко!
«Великолепием пленит»
Вы свой путь украсили цветами:
Ромашкой, маком полевым.
Добились в жизни всего сами —
Трудом, старанием своим.
...
Ученый Вы и ректор стойкий,
И дипломат большой души.
Вы провели дорогой бойкой
Наш ВУЗ чрез тернии глуши.
Теперь он яркостью сияет,
Творением высот звенит.
Великолепием ласкает
И взор студенчества пленит.
Читая, как Лидия Ивановна славит свое место работы, поневоле радуешься, что она возглавляет факультет уважаемого университета, а не, к примеру, горводоканал. Потому что по энтузиазму видно — талант и там бы нашел свое применение.
«Студенческий вальс»
Выбирали по зову мы ВУЗ,
Мечту свою воплотив.
Наслаждаясь парением муз
Поем любимый мотив.
«Гимн Восточноукраинского национального университета»
...Университет родной,
В бурной жизни трудовой
Мы тебя не подведем —
Славою к тебе придем.
Факультет наш дорогой,
В бурной жизни трудовой
Мы тебя не подведем —
Славою к тебе придем.
Родной факультет ощущает на себе всю силу любви таланта Лазор, причем не только морально, но и физически. Как врут злые студенты, готовиться к экзаменам декана им приходится не с талмудами римского права, а с поэтическими сборниками начальства. Говорят, существует даже своеобразный прейскурант — на «3» нужно выучить столько-то креативов, на четверку – минимум «невиданных даров» возрастает, а на пять — возвыситься душой приходится по полной программе. Но это все, конечно, студенческие сплетни, и мы им в упор не верим и вам не советуем. В конце концов, с деканами юрфаков у «Обкома» отношения особые, а, как пишет сама Лидия Лазор в манифесте «Строфа поэта»,
Бойтесь обидеть поэта.
Поэт вам за все отомстит.
P.S. Орфография и пунктуация произведений сохранена.
Тарас ПУШКИНЕЦ