Новости Луганска и области

 



На главную
Культура, наука, образование

Талисманом успеха луганчан в Австрии стали как «Реквием», так и «Стоїть верба»

Дни украинской культуры в Австрии дали возможность Луганскому симфоническому оркестру и студенческому хору института культуры и искусств Луганского национального педагогического университета покорить пять городов на родине Моцарта.

Координатором программы турне выступил дирижёр, профессор Венского музыкального семинара, почетный доктор ЛНПУ Курт Шмидт. Именно по его предложению хор Луганского национального педуниверситета готовит такие уникальные произведения для презентации на международном уровне. Нынешней осенью луганчане привезли в Австрию, как и обещали год назад, исполнение «Реквиема» Вольфганга Моцарта, но с учетом особенностей своей украинской музыкальной школы. Не менее важным творческим «багажом» нынешних гастролей стало исполнение украинской народной музыки и произведений украинских композиторов. Венцом девятидневного турне в равной степени можно считать предоставление права петь «Реквием» на клиросе кирхи, где отпевали Гайдна, и просьбу записать диски с народными украинскими песнями в обработке Ольги Александровой.

Венская публика попала на… «пожар»

«Меня поразили слезы на лицах обычно очень сдержанных австрийцев», — так говорит о об успехе луганчан заведующая кафедрой пения и дирижирования ЛНПУ Людмила Сбитнева, делясь впечатлениями от первого концерта, который прошел в летнем императорском дворце Вены, в том самом, где в 1786 году состоялись две премьеры — Моцарта и Сольери и, как считают искусствоведы, где надо искать истоки легенды о конфликте двух композиторов. Гораздо эмоциональнее оценки музыкальных критиков, появившиеся в австрийской прессе во время девятидневных гастролей луганчан: «Венская публика отдала должное сильному хору и его руководителю Ольге Александровой…».

«Этот гимн прозвучал вчера в таком потрясающе стихийном, как пламя гигантского пожара, порыве и с таким могучим восхищающим напряжением исполнительских сил, что казалось — нет и не может быть предела все вновь и вновь сметаемых в оркестре и человеческих голосах волнам заразительнейшей музыки насыщенной непобедимой волей к жизни и гордой непреклонностью…».

«Остается пожелать следующего приезда музыкантов из украинского Луганска…».

Топот аплодисментов

«Топот в дополнение к аплодисментам — так эмоционально могут откликаться на музыку только в Айзенштадте!», — восклицает директор института культуры и искусств ЛНПУ Надежда Гвоздева, рассказывая о гастрольном турне. Фигуральное выражение «утопать» в аплодисментах обрело реальный смысл для луганчан в Айзенштадте уже во второй раз. Год назад, когда симфонический оркестр и студенческий хор в сопровождении почетного профессора ЛНПУ, дирижера Курта Шмидта впервые приехали на гастроли в Австрию и привезли избалованной и взыскательной европейской публике свое видение и свое исполнение 9-й симфонии Бетховена, к концу выступления впервые услышали… топот в зале. Сердце замерло: такой способ высшей похвалы был неизвестен украинцам. В ноябре 2006 года, выступая в Айзенштадте, у луганчан снова замирало сердце — теперь уже от ожидания топота. Но в зале был «потоп» аплодисментов.

В этой поездке, по словам директора института культуры и искусств ЛНПУ Надежды Гвоздевой у луганчан даже появились фанаты. После первого концерта в Вене подошла москвичка, по делам бизнеса колесившая по Европе, но ураган музыки так захватил ее, что вслед за луганчанами она поехала в Рум, Грац, Инсбрук и Айзенштадт. Третьекурсница Люба Бабиченко записала в своем дневнике, как перед концертом трое молодых людей, по-видимому, из эмигрантов (им плохо давался разговор на украинском) сокрушались, что не узнали о гастролях раньше: они бы привезли своих друзей послушать украинские напевы. Люба посматривала со сцены на девушку из этой троицы — та не удержалась и подпевала хору.

Весна в Луганске будет «австрийской»

«Наши австрийские коллеги предложили заключить договор о сотрудничестве. Что это значит для вуза? Контакты», — подводит итог поездки директор института культуры и искусств ЛНПУ Надежда Гвоздева. Девять дней этого года стали почти непрерывным концертом для Луганского симфонического оркестра и тридцати участников хора да восьми солистов. Курт Шмидт, так гениально сумевший заставить луганчан поверить в свои силы, предложил за год подготовить для поездки не много ни мало — одно из наиболее сложных произведений мировой музыкальной классики. И на каждом из концертов предвосхищал самые требовательные запросы австрийской публики, на ходу перекраивая, расширяя репертуар. Примерно 17 народных песен в обработке заслуженного деятеля культуры Украины, почетного профессора ЛНПУ, руководителя хора Ольги Александровой было подготовлено перед отъездом, но сколько их было спето после официальных выступлений сегодня не берется сказать ни один из руководителей. «Дети просто не щадили голоса, а ведь это такой хрупкий инструмент. Они настоящие герои!», — восклицает Людмила Сбитнева.

На заключительный концерт — в Венском музыкальном университете — приехал ректор консерватории имени Гайдна из Айзенштадта. И два ректора — Венского университета и консерватории имени Гайдна — предложили луганчанам подписать договор о сотрудничестве. «Главное, инициатива исходила от наших австрийских коллег», — говорит директор института культуры и искусств ЛНПУ Надежда Гвоздева. В соответствии с этим договором в апреле 2007 года в Луганск приедет делегация музыкантов из Австрии.

Что значит этот договор для вуза? Контакты. Совместные планы и программы. Поездки студентов в мировую музыкальную столицу. Что значит все это для Украины? Так формируется имидж страны, являющейся достойным партнером в области культурного сотрудничества.

Елена Особова, газета «Молодогвардеец»


 
Другие материалы по теме:

16.11.2006, 14:22 Луганские студенты покорили музыкальную Австрию

10.11.2006, 15:43 Студенческий хор ЛНПУ снова на гастролях в Австрии