Чем меньше времени остается до дня проведения конкурса по продаже 76% акций холдинговой компании «Лугансктепловоз», тем острее накаляются страсти вокруг этого предприятия. На прошлой неделе премьер Виктор Янукович заявил, что Кабмин решил приостановить тендер для изучения его условий на предмет прозрачности, но, несмотря на это, глава ФГИУ Валентина Семенюк сообщает, что продажа все равно состоится в запланированные сроки. Впрочем, с каждым днем шансов на это становится все меньше.
Первая трещина между «регионалами» и социалистами на тепловозостроительной почве появилась в начале сентября, когда г-жа Семенюк открыто обвинила вице-премьера Андрея Клюева в недопустимости заявлений об остановке продажи луганского предприятия. Валентина Петровна сказала, что г-н Клюев, пребывая с визитом в России, почему-то сообщил о том, что продажа 76% акций «Лугансктепловоза» не состоится, а на его базе будет создано совместное предприятие. «Тот, кто хочет раздерибанить предприятие через СП, заявляет об остановке приватизации», — гневно заметила глава ФГИУ, добавив, что считает слова г-на Клюева его личным мнением.
Тем не менее уже 18 сентября премьер-министр Виктор Янукович, пребывая с визитом в Луганской области, во всеуслышание сообщил, что его заместитель не одинок в своем убеждении, и продажа «Лугансктепловоза» все же отменяется. По словам руководителя правительства, такое решение вызвано желанием удостовериться, что приватизация будет прозрачной и соответствующей национальным интересам Украины. «Когда мы убедимся, примем соответствующее решение», — подытожил премьер.
После этого трещины стали образовываться уже внутри Соцпартии — главу Кабмина поддержал коллега г-жи Семенюк по СПУ, министр транспорта и связи Николай Рудьковский, который заявил, что одобряет отмену приватизации «Лугансктепловоза» и идею создания на его базе СП с частным инвестором.
Впрочем, несмотря на это, в ФГИУ продолжают уверять, что никаких официальных решений Кабинета Министров по поводу луганского предприятия они не получали, соответственно, прием заявок на участие в конкурсе по продаже его акций продолжается. Валентина Семенюк даже сказала, что хочет продать акции предприятия 2 октября в режиме прямой телетрансляции, по примеру «Криворожстали», признавшись, впрочем, что окончательно судьбу тендера решит созданная в правительстве группа для изучения правовых последствий остановки приватизации «Лугансктепловоза», которая представит свои выводы к заседанию Кабмина 27 сентября.
Правда, немного раньше — 26 сентября — дело примет несколько неожиданный оборот. Конкурс по продаже луганского предприятия попросил отменить из-за дискриминационных условий житель Днепропетровска Сергей Леонов. Его крайне возмутило требование обязательного опыта выпуска локомотивов для участия в тендере. Удивительная тяга днепропетровца к тепловозам может объясняться его близостью к группе акционеров Приватбанка, в интересах которой он неоднократно подавал иски по разнообразным причинам в различные судебные инстанции. В частности, г-н Леонов отличился в судах по поводу покупки Никопольского завода ферросплавов концерном «Приднепровье» Виктора Пинчука. Вероятно, и в данном иске не обошлось без руки «Привата». Что побудило Игоря Коломойского и его партнеров вступить в «локомотивную» рубку с ФГИУ, понять сложно. Возможно, Игорь Валерьевич захотел добавить ко многим своим регалиям звание крупнейшего тепловозостроителя Украины. А может, он просто пытается надавить на главу ФГИУ Валентину Семенюк, которая истово мешает ему закрепиться на НЗФ. Поставив же под угрозу выполнение плана приватизации на 2006 г., в соответствии с которым ведомство Валентины Петровны должно перечислить в бюджет 2,122 млрд грн. (к началу сентября в казну было направлено только 300 млн грн.), можно сделать ее более податливой.
Что же касается «регионалов», их интерес к сохранению «Лугансктепловоза» в госсобственности объясним закреплением контроля дончан над железнодорожным монополистом «Укрзалізницею», который сегодня обеспечивает работой луганского производителя локомотивов, закупая его продукцию. По словам нового генерального директора «Укрзалізниці» Владимира Козака, его предприятие уже готово размещать в Луганске заказы на 2 млрд грн. в год. Логично, что такие объемы средств видным уроженцам Донбасса хочется осваивать самостоятельно, а не отдавать их посторонним. Ведь не секрет, что условия конкурса по продаже «Лугансктепловоза» сейчас делают явным фаворитом на его покупку российский «Трансмашхолдинг» миллиардера Искандера Махмудова, приоритетом которого наверняка будет выпуск тепловозов в Украине для нужд российской железной дороги. Поэтому вполне возможно, что вскоре Кабмин признает соответствующим национальным интересам не продажу «Лугансктепловоза», а создание на его базе совместного предприятия с «мощным украинским инвестором», который по стечению обстоятельств будет иметь непосредственное отношение к горняцкому краю.
Юрий Еремин, «Деловая столица»