В октябре минувшего года…
Нет, начну с событий, произошедших гораздо позже: в первом полугодии в нашем областном центре как минимум два раза была прекращена подача электроэнергии на трамвайно-троллейбусные линии. Оба раза это происходило в утренние часы, то есть, в «час пик». В первую очередь от демарша Луганского энергетического объединения, которое и «отлучало» предприятие «Лугэлектротранс» от благ электроэнергии, пострадали социально незащищенные граждане. Именно они составляют львиный объем пассажироперевозок, осуществляемый «Лугэлектротрансом». Итак, в нашей публикации мы рассмотрим позиции всех трех проявившихся сторон – «ЛЭО», «Лугэлектротранса» и граждан, кои в большинстве своем, как я уже отмечал, - есть социально незащищенные слои населения, поскольку те, у кого жизненный уровень выше, пользуются частным транспортом.
Первый раз в 2003 году луганский электротранспорт остановился 25 февраля, «ЛЭО» временно прекратило подачу электроэнергии на тяговые подстанции «Лугэлектротранса». Как заявил председатель правления «ЛЭО» Петр Продан, на февраль луганский электротранспортники должны энергобъединению более двухсот тысяч гривень. В подобной ситуации, кстати, оказались и электротранспортные предприятия Алчевска и Стаханова, в сумме их долг составляет сто восемьдесят тысяч гривень. И Петр Продан, ничтоже сумняшеся, отметил, что вероятность следующего отключения полностью зависит от сумм проплат электротранспортников за потребленную электроэнергию.
Еще на заре своей «славы» Петр Продан своими действиями намекнул потребителям и властям, что проблемы населения ему, мягко скажем, «до лампочки». К рубильнику пришел бизнесмен от мозга до костей, которого ни в коей мере не трогает экономико-социальный коллапс, в котором очутилась область. И для подтверждения своих слов, спустя несколько месяцев луганские троллейбусы и трамваи опять были парализованы на несколько часов. Причем, в самый пик пассажирских перевозок. «ЛЭО» объясняет свою политику жестко и бескомпромиссно: за электроэнергию надо платить. Утром деньги, вечером стулья.
В свою очередь «Лугэлектротранс» стоит перед проблемой: где изыскивать средства? Помнится, полгода назад я предложил выход из ситуации: ужесточить контроль над кондукторами в трамваях и троллейбусах. Последние не стесняясь брали деньги за проезд, а билет не давали, объясняя, что контроля на линии пока нет. Ясно, что полтинники горожан шли в карман кондукторов, а не в кассу «Лугэлектротранса». К сожалению, такое положение вещей продолжает иметь место, более того, сейчас в трамваях отдельные кондукторы призывают граждан, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, все равно платить. Согласен, к каждому кондуктору контролера не приставишь, но почему от бесконтрольности должны страдать пассажиры? Это из разряда риторических вопросов. А это из цикла «конкретные вопросы»: почему из-за несвоевременных оплат «Лугэлектротранса» за потребленную электроэнергию наши граждане (пенсионерки, чернобыльцы, инвалиды, словом, все те, кто в состоянии пользоваться только государственными благами) должны выстаивать на остановках, ломая голову – «Выйдут сегодня трамваи на линию или нет?».
Перед подготовкой данного материала я вышел на остановку «Педуниверситет» и задал людям, ждущим трамвая, вопрос: «Как решить проблему с нормальной перевозкой пассажиров на электротранспорте?» Вот что мне ответили:
Ирина, студентка педуниверситета – Мне удобно пользоваться трамваем, потому что проехать к дому нужно три остановки и платить частнику ежедневно гривню-пятьдесят невыгодно. Если остановятся трамваи, я, конечно, могу и пешком пройтись. Но лично я всегда плачу за проезд в трамвае и считаю, что выполняю свои обязанности. А если деньги пассажиров в кассу не попадают, то почему должны страдать мы?!
Мария Яковлевна, пенсионерка – Я проработала всю жизнь на Государство, почему же теперь Государство не может обеспечить мне нормальный проезд в трамвае. Я же не требую, чтобы меня бесплатно возили в частных «маршрутках»?
Леонид, официально безработный – Я неоднократно был свидетелем, когда контролеры в трамвае не давали билет. Их тоже можно понять: зарплата у них маленькая, вот и выкручиваются. Думаю, что надо увеличить им зарплату, тогда контролеры выручку будут сдавать хорошую.
Игорь и Сергей, студенты – Наверное, все-таки нельзя вот так без предупреждения отключать транспорт. Мы – молодые, куда надо или пешком, или на «маршрутке» доберемся. А старики, которые только на общественный транспорт и надеются: как им жить? У руководства трамваями и троллейбусами должен быть какой-то денежный резерв, «на черный день».
Виктор Иванович, менеджер – Вообще, я езжу на «маршрутках», но вот надо груз перевести громоздкий, потому жду трамвая. Мне кажется, что здесь проблема кроется в незащищенности общественного транспорта перед новыми денежными отношениями. То есть, «транспортники» привыкли, что раньше электричество стоило копейки, и по-новому работать не научились. Наверное, все-таки, подачу электроэнергии должно контролировать Государство, а не частник.
Михаил, «чернобылец» без работы – Я помню, когда в феврале «отключили» транспорт. Мне тогда в больницу надо было, пришлось ехать на «маршрутке». Думаю, что Государству надо «льготникам» выдавать какую-то нормальную сумму на проезд, мы бы в полном объеме платили за проезд, «Лугэлектротранс» нормально платил бы за электроэнергию. И все были бы довольны. А так я понимаю кондуктора: он должен ежедневно хорошую выручку сдавать, а кто в большинстве пользуется трамваями и троллейбусами? Льготники. А какая с нас выручка?!
В качестве эпилога сообщу такую новость. Еще в октябре прошлого года Кабинет Министров постановил, что энергопоставляющие предприятия имеют право не выполнять свои обязательства перед должниками, будь то частное предприятие или государственное. И за последствия отключения ответственность несет должник. В прокуратуре города Луганска это постановление прокомментировали так: «Есть решение Правительства и нарушать его правоохранители не имеют права. Да, нарушаются права населения, но мы (прокуратура) здесь бессильны!»
Андрей КУЗНЕЦОВ