Разнообразные выставки, призванные демонстрировать определенные темпы роста предпринимательского потенциала, а также оказывать поддержку предприятиям и фирмам различных форм собственности, уже не редкость в нашем городе. Поэтому и обывательский интерес к ним ослабел, зато, и это немаловажно, усилился интерес тех, кто может с пользой для себя и собственного бизнеса принять участие в таком мероприятии. Последняя выставка, проводимая с 12 по 14 сентября в легкоатлетическом манеже «Динамо», в общем и целом продемонстрировала посетителям, что Луганску есть чем похвастаться.
Особенно это касается тех предприятий и организаций, которые давно и довольно успешно работают в различных сферах нашей жизни, будучи при этом известными не только в Луганске, но и за его пределами. Их участие в выставке, бесспорно, носит скорее формальный характер и вряд ли оно продиктовано стремлением извлечь их этого какую-то практическую пользу. Об том свидетельствовали экспозиции, многие из которых ограничивались стендами и проспектами, не предлагая посетителям, как говорится, воочию посмотреть и собственными руками потрогать выпускаемый товар (если, конечно, это возможно по техническим соображениям). Думается, такое участие в выставке было бы более действенным.
И если все это не так важно для предприятий с именем, то те, кому приходится еще заявлять о себе для того, чтобы быть услышанными и увиденными, должны, наверное, по максимуму использовать возможности, предоставляемые такими мероприятиями. Понятно, что не каждому начинающему предпринимателю или руководителю малого предприятия будут по карману расходы, связанные с широкой рекламной кампанией. Поэтому, как нам объяснили в Луганской РТПП, по желанию клиента, предусмотрена система дифференцированного участия – от работы без рабочего места (указание в каталоге или проспекте) до специально оборудованной площади. Сомнительно, правда, что малозатратный промоушн может быть хоть немного эффективным.
Вызвала некоторое недоумение организация выставки, которая, судя по ее открытию, называлась универсальной выставкой (ее устроители РТПП и горисполком) ко Дню города «Луганск 2003», включающей в себя несколько специализированных: «Дом. Мебель. Комфорт», «Электроника» и «Авторевю». С другой стороны, здесь же проводилась региональная выставка ведущих товаропроизводителей области, посвященная 65-летию Луганщины, осуществляемая при поддержке Главного управления экономики облгосадминистрации. Оно-то понятно, все мы, как говорится, делаем одно общее дело, да и Луганск наш город не того масштаба, чтобы осуществлять проведение узкоспециализированных выставок на солидной, начиная с выставочного зала, заканчивая объемами экспозиций, основе. Но все же ощущение того, что «смешались в кучу кони, люди», у меня лично осталось. И как бы родной город ни приукрашивал свое личико (я имею в виду центральные улицы) на европейский лад, бесспорно одно - современный взгляд на рекламу, на цивилизованный подход к организации собственного бизнеса, у нас пока еще до конца не сформировался.
Инна Клименко