Когда речь заводится о целесообразности развития тех или иных компонентов социально-экономического или, скажем, культурно-этнического, или еще каких-либо частей «мозаики» нашего бытия, в ходе речи довольно часто затрагивается такой момент, как клановость. Ну, к примеру, есть так называемый «донецкий клан» и «днепропетровский клан». Перед последними выборами в парламент наши коллеги из газеты «ХХІ век» подняли вопрос о создании «луганского клана». Ясно, что это был чисто «пи-аровский» ход и ничто не мешает предположить, что, возможно, в тот момент шла работа по формированию в сознании электората образа «Луганской фракции» в Верховной Раде. Между прочим, успешный проект получился, в плане того, что таковая фракция в парламенте была создана.
Вот так, не спеша, я подвожу читателя к сегодняшней теме. Дело в том, что на минувшей неделе в стенах Луганского педуниверситета состоялась встреча-дискуссия на тему «Перспективы развития региональной политики во всеукраинском контексте». Почему нашему читателю эта тема может показаться интересной? Разовью свою мысль.
Не секрет, что лобби – есть явление, так или иначе защищающее чьи-то корыстные интересы. Вопрос лишь в том, как сделать так, чтобы и овцы были сыты, и волки не ходили голодными, то есть, чтобы лобби приносило пользу всем? Ясно, что общеукраинское лобби в пределах самой же Украины – пока плохо достижимая цель. Поэтому приходится пока говорить лишь о его зачатках. Но пока суд да дело, представим себе все-таки совокупность эдаких лобби-групп в каждом регионе. Может ли такой механизм способствовать развитию всей украинской экономики: давайте пока говорить лишь об экономической состоятельности такого проекта, поскольку от здоровой экономики можно сделать шаг в других направления. Полагаю, что такое возможно лишь при условии, что лобби-группы не станут тянуть одеяло на себя. То есть, невозможно (?).
Теперь о встрече в педуниверситете. Там собралась интересная компания: от представителей облгосадминистрации до представителей Негосударственного института реформ. Последние, между прочим, и выступили инициаторами проведения данной встречи.
Полезность такого рода мероприятий (а проводиться они будут в девяти областях страны) заключается том, что итоги этих встреч должны повлиять на принятие решений властей, касательно развития регионов. Происходит, образно говоря, мозговой штурм, коими таковые встречи в идеале и должны быть. Трудно судить о степени объективности мозговых штурмов, поскольку там довольно часто начинает доминировать та или иная посылка, с которой может быть согласно большинство «штурмовиков», но которая, на поверку оказывается неправильной или недоработанной. С другой стороны, Институт реформ не ставит перед собою цели нахождения единоправильного рецепта излечения Луганской или, скажем, Полтавской экономики, скорее речь идет о вычленении в ходе «круглого» стола всех возможных вариантов такого излечения.
Что получилось в Луганске?
Есть около трех десятков показателей пресловутого социально-экономического развития Луганщины, среднее арифметическое которых позволяет отнести нашу область по показателям во второй десяток общего списка показателей областей. Однако следует учесть, что показатели эти несколько спорные (и в процессе встречи представитель облгосадминистрации на этом акцентировал внимание), а, во-вторых, средние показатели хотя бы по зарплате формируются на основе сумм, выплачиваемых, к примеру, на «Линосе», АМК и, в то же время, в заштатном ЖЭКе и техничкам в школе. Получается, что последние получают порядка 500 гривень, чего, естественно, нет, и не было. Впрочем, организаторы дискуссии и не оспаривали этот тезис; по их мнению, сейчас, как идея, неплохо было бы рассмотреть вариант по вычленению из общего списка экономических направлений 4-5 приоритетов - развитые сектора экономики, «вливать» туда ресурсы, а за счет получаемой прибыли «подтягивать» и остальные сектора. С одной стороны, перспектива у такого предложения есть. Но ведь в результате «вытягивать» опять будут медицину, образование и культуру, которые и так загнаны в угол финансированием по остаточному принципу. Хотя общеизвестно, что та же медицина внутри своей касты-структуры создала устойчивую «черную» кассу, откуда, впрочем, простые работники денежку не черпают. Но это уже уклонение от темы, хотя и достойной внимания в ближайшем будущем.
А теперь следует определиться, кто эти вышеуказанные приоритеты будет вычленять? Управление экономики и социального развития облгосадминистрации? Как вариант. Министерство экономики во главе с Валерием Хорошковским? Им сам Бог велел, если Хорошковского за критику проекта ЕЭП с поста в ближайшее время не снимут. Местные органы самоуправления? Возможно, и даже почему бы и нет. Ведь мы ведем речь о региональной политике.
А судить местные органы самоуправления будут со своей колокольни.
Но жить-то люду, в том числе и тому, что проживает в депрессивных зонах.
Н-да… Попахивает всенародным референдумом… с вытекающими последствиями…
Еще один момент, проявившийся в ходе встречи, - это тема иностранных инвестиций. Тема дискуссионная. Хотя бы потому, что иностранный инвестор ныне в Украину идет осторожно, если не сказать, с опаской. В свете того же «Проекта ЕЭП» еще неизвестно, пойдет ли инвестор дальше, как бы не остановился, да не свернул свою деятельность. А инвестиции в область Луганскую ой, как нужны. Данные анализа управления экономики и социального развития показывают, что на жителя Луганщины в среднем приходится по 20 инвестиционных долларов, а на среднестатистического украинца – 111 долларов. По данным Института реформ, при 100% вложения иностранного капитала в Украину, на Донецкую область приходится 7%, на Харьковскую – 3%, а Луганская входит в совокупность тех областей, что под грифом «остальные» получают все вместе 20% инвестиций. Лидером остается Киев и Киевская область – порядка 25% от общих 100%. Математика условная и… малопонятная. Хотя бы потому, что по данным облгосадминистрации официальная безработица на Луганщине составляет 3,3%. Если учесть, что реальные показатель можно смело удваивать, то получается, что каждый 20-ый житель области – безработный. Хотя и получающий зарплату «в конвертах». Как бы то ни было, это реальные люди, которые реально хотят работать, дай им лишь нормальную зарплату, нормальные условия труда и они горы свернут.
Здесь никак не обошлось без обсуждения «донецкого феномена», дескать, получается, такой мощный рывок в экономическом плане у соседей случился, а мы что же – щи до сих пор лаптем хлебаем?! Ну, и хлебаем, и этим гордимся даже. Иногда… За обедом, если есть, что обедать… По мнению экспертов из облгосадминистрации, дончанам повезло потому, что согласно Генеральному плану СССР в Донецкой области техническое перевооружение закончилось в 1987 году, в то время как Луганскую собирались перевооружать лишь в 1994 году. Что было в 1994 году? Ничего не было. И СССР тоже. Так что рациональное зерно в рассуждениях экспертов есть.
Подытожим. 4-5 приоритетов вычленить не сложно, благо, что развитые сектора экономики на Луганщине есть. Найдем. С инвесторами сложнее. Им тяжело работать в рамках нашего законодательства и под нашим налоговым прессом. На все нужно время.
И потому, будут ли адекватно приняты рассуждения и выводы участников встречи в педуниверситете, мы узнаем тоже со временем.
Андрей КУЗНЕЦОВ