Лучше чахнуть на злате, чем без оного.
Царь Кощей.
Около половины предприятий нашей области - убыточны. Такой вывод делает сегодня столичный бизнес на основе того анализа, который проводят в каждый свой приезд на Луганщину высокие киевские гости из Кабмина, Госсекретариата, различных грантовых и международных финансовых организаций. В принципе, это справедливо. В нашем регионе традиционно сильна производственная составляющая, подрос и окреп мелкий и средний бизнес, ориентированный на оптовую и мелкую розничную торговлю. То есть тактически есть все. И в идеале это все должно работать.
В последнее время стало модно говорить об инвестициях как о панацее экономики. Однако верно это лишь отчасти. Как признал сам председатель облгосадминистрации Алексей Данилов, в сфере инвестирования в области с начала года отмечено снижение, но, по его словам, с введением в действие крупного проекта реконструкции Алчевского Металлургического комбината, ситуация должна измениться коренным образом, сменить знак на противоположный, и вывести нас в лидеры страны по части капиталовложений. В общем, будет нам счастье и много всего. Можно только порадоваться за алчевцев. Появится масса работы, она уже сейчас есть и на строительстве в городе ежедневно заняты до 2 тысяч человек. Однако время ли играть фанфарам?
Аналитики уже 4-й год подряд рассказывают о вреде ухода реальной экономики исключительно в сырьевой сектор. Наверное, не зря? Точно не зря. Мы можем долго рассказывать друг другу о том, сколько у нас еще запасов угля в Красном Луче и как мы не имеем проблем с металлическим ломом, однако факт остается фактом. Ни уголь, ни металл не могут полностью загрузить работой собственные сопутствующие мощности, для наглядности стоит поинтересоваться текущей финансово- хозяйственной деятельностью наших ремонтно-механических и рудоремонтных заводов. Печальная аксиома, к сожалению, пока остается неизменной: более половины ОАО области до сих пор убыточны. В одной из предыдущих статей я уже говорил, что аргумент «100 дней - не срок», это всего лишь отговорка. Правда, тогда это касалось «тяжелого наследия» под названием «Лугансквода», но, похоже, нам снова досталось это переходящее «красное знамя».
Итак, возьмем наш типовой заводик «Что-то по ремонту чего-то Минтоп и Промполитики». Картина видится типичная: Часть на рынке продукта (или услуг) – ничтожная, заказ носит характер Рождественского чуда, непрофильные (и чаще всего – невостребованные) активы предприятия занимают около половины всего производства, основные фонды изношены почти полностью, производственные мощности простаивают. И долги. Зарплатные, земельные, водные, энергетические, налоговые и бог знает какие еще. Не редкость и конфликт среди акционеров. А в результате условное развитие предприятия безнадежно отстает от реального рынка.
Проблемы частного, то есть среднего и мелкого бизнеса постепенно приближаются к вышеописанному состоянию. Ларек или лоток на рынке практически перестал приносить доход. Ещё держится торговый модуль, но и его ждет такое будущее. Если супермаркеты, к примеру, обзаведутся собственными, а не арендованными площадями, и цены в них резко упадут, то нас ожидает кризис рыночной торговли.
Или любимое (взятое из головы) предприятие «Луганскоблоптторгканцелярия» (кто-то же придумывает подобные «бренды») постепенно сдает позиции, ибо на кой мне, покупателю, сильно дешевле, но на окраине в каких ни будь буераках, если можно с кондиционером и недалеко от дома. И так далее.
Проблема, на мой взгляд, имеет несколько причин. Это инерция мышления «первого руководителя», для удобства назовем ее благородным словом «консерватизм». На самом деле это высокое слово заканчивается для фирмы просто. А именно: криками «первого», - «А че денег не так как вчера!?»; питьем валерьянки, задержкой зарплаты и массовым уходом сотрудников. То есть изначально компания на прибыль и долгожительство не ориентировалась. Там устроились родственники, зачастую захребетники первого года работы в массе своей мгновенно теряющие всякую мотивацию к нормальной карьере. Что свидетельствует о наличии в компании отдела кадров вместо рекрутинговой службы. В общем, подавляющее число «первых» не могут понять простой истины: в бизнесе по определению никогда не бывает «как вчера». Ни одно настоящее дело, и у конкурента в том числе, не стоит на месте. Это если нет хорошего друга «Иван Иваныча», который и лицензию конкуренту «тормознет», и внеплановую проверку пошлет, или учения затеет, или с инспекцией в нужный момент нагрянет, да мало ли «инструментов» вплоть до инициирования пересмотра местным советом договора об аренде земли.
Как говорил Ослик - друг Винни-Пуха: «И какой из этого следует вывод?». Простой. Сегодня самое время появиться на рынке консалтинговым структурам и Венчурным Фондам. Которые продадут бизнесу новые идеи, перестроят его и снова запустят. Естественно, стоить это будет не мало, так никто и не говорил, что счастье бывает бесплатным. Думающим иначе посоветую еще раз перечесть эпиграф.
Михаил Махно