1 декабря Центральная избирательная комиссия создала на Луганщине 10 избирательных округов. Результаты этой работы можно оценить известной фразой: «Хотели как лучше…»
То, что окружных комиссий теперь у нас не 12, как на предыдущих парламентских выборах, а только 10 — это прямое следствие нового избирательного закона. В соответствии с частью второй статьи 18 Закона территориальные избирательные округа создаются с приблизительно равным количеством избирательных участков, исходя из количества избирательных участков, которые были образованы во время предшествующих очередных выборов Президента Украины или народных депутатов Украины. Во время избирательной компании 2004 года в Украине было создано 33059 избирательных участка, то есть в среднем по 147 на каждом из 225 территориальных округов. В Луганской области избирательных участков было 1460; разделив это количество на 147 мы и получим 10.
Уменьшилось количество округов также в Донецкой (на 6), Днепропетровской (5), Харьковской (3) областях, в городе Киеве (на 3), в Одесской области (2) и в Крыму (на 2). Понятно почему — это урбанизованная часть Украины, с большой долей городского населения. А избирательные участки в городах преимущественно большие, в то время как в селах — маленькие или средние. На минувших выборах избирательные округа создавались ЦИК с условием приблизительно равной численности избирателей в них. Так, в Житомирской области, где избирателей вдвое меньше, чем в Луганской, и избирательных округов было вдвое меньше — 6. Но там больше сел, поэтому избирательных участков там было почти столько же, как у нас — 1444. С учетом нового принципа «нарезки» округов в этом году на Житомирщине их будет столько же, сколько и на Луганщине. По 10.
Авторы нового закона связывают такой подход с изменением принципа выборов: это, мол, для мажоритарных округов важно, сколько в них избирателей. Ибо если голосующих в округе больше, чем в другом, то и ценность голоса избирателя, голосующего за депутата–мажоритария, меньше. То есть имеется нарушение равного избирательного права. А при чисто пропорциональной системе, когда голоса суммируются по всей Украине, более важно создать одинаковые условия для работы окружных комиссий. Согласимся, что определенная логика в этом есть: чем больше участков для голосования приходится на округ, тем сложнее организовать работу участковых комиссий. Для сравнения, в Донецком округе №43 в 2004 году были созданы 55 избирательных участков, а в Тернопольском ТИО 167 — 318.
Заметим, что новый закон содержит таки элемент дискриминации в отношении урбанизованных восточных областей, и в результате средняя численность участков в округах здесь будет большей, чем на Западе. Но эта уже другая тема, отдельная. Сейчас же — общая характеристика созданных ЦИК в Луганской области избирательных округов.
Признаемся, что еще в сентябре мы потратили немало времени, попытавшись найти наиболее рациональный способ деления территории области на 10 избирательных округов. Критериями оптимальности мы считали минимально возможное отклонение числа участков в округе от среднего значения (равного 146) и максимальной компактности округов. Последнюю мы оценивали по среднему расстоянию от избирательных участков до центра избирательного округа. Последнее, по нашему мнению, позволяет не только уменьшить транспортные затраты избирательных комиссий, но и лучшее организовать проведения выборов.
Такие предложения были отосланы нами как в облгосадминистрацию, так и в секретариат Луганского областного совета. Отметим, что именно последний в предшествующие годы готовил предложения для ЦИК по делению области на избирательные округа, вряд ли иначе было и на этот раз.
Отдел внутренней политики облгосадминистрации переслал наши предложения в ЦИК, что сделал с ними секретариат облсовета, нам не известно. Ибо никакого ответа на наше письмо мы не получили. Кто готовил предложения для ЦИК, нам также неизвестно.
Думаю, что подобная «скромность» чиновников не лишена оснований, ибо созданные ЦИК в Луганской области округа отвечает Закону о выборах достаточно условно. По крайней мере, говорить об одинаковом количестве участков в округах можно лишь полузакрыв глаза. Наибольшее их количество, как и во время предыдущих выборов, оказалась в Сватовском ТИО 110 (179 участков), наименьшее — в Жовтневом ТИО 103, включающем Жовтневый и Каменобродский районы Луганска (102 участка). А по всем округам среднее отклонение составляет 21 участок, или 15,7%. И это не значит, что равномерного деления нельзя было сделать. Например, по варианту, который комитет избирателей предложил еще в начале октября, среднее отклонение составляло лишь 8 участков, или 5,5%.
Что касается явно чрезмерного по количеству избирательных участков Сватовского округа (Сватовский, Старобельский, Кременской, Троицкий и Белокуракинский районы), то, по нашему мнению, таким он сделан преднамеренно. С такой же целью, что и во время предшествующих выборов, когда на Луганщине были созданы два сельские мегаокруга, включавших по 6 районов и занимавших вместе две трети территории области. Ведь чем больше подобный сельский округ, тем меньшее у окружной комиссии, сформированной на многопартийной основе, возможности самостоятельно организовать здесь выборы. И тогда на «подмогу» якобы «вынуждено» приходят органы местной власти и местного самоуправления.
Второй сугубо сельский луганский избирательный округ №111 поменьше (142 участка образца 2004 года), но тоже включает 5 сельхозрайонов: Новопсковский, Марковский, Меловский, Беловодский и Станично–Луганський. Одно радует: на этот раз центр округа размещен не в Станично–Луганськом, а в Беловодске, благодаря чему округ стал немного компактнее. Теперь средняя удаленность избирательных участков от центра округа составляет «каких-то» 60 км.
Чтобы сделать условия работы окружных комиссий заведомо неравными, достаточно создавать их по отдельности в городах и районах. Что собственное и сделал ЦИК, образовав 2 чисто городских округа из 4-х районов Луганска. Понятно, что количество участков в этих округах — наименьшее. ТИО 101, включающий Артемовский и Ленинский районы Луганска, чуть больше ТИО 102, в 2004 году в этих районах города было создано 105 избирательных участков.
Раньше, и не только нами, отмечалась неудачная конфигурация избирательного округа, включавшего Красный Луч и Перевальский, более естественным было бы включение этого района в один округ с Алчевском и Брянкою, расположенных в середине его. Прими ЦИК это наше предложение, и средняя удаленность участков от центра округа в Алчевске составила бы всего 12 км. Увы, к Алчевску и Брянке в ТИО 104 добавили Славяносербский район, и средняя отдаленность участков составляет здесь 24 км. А Перевальский и Антрацитовский районы включены ЦИК в ТИО 107 с центром в Красном Луче, средняя удаленность участков составляет здесь 29 км. Не из сельских округов большее лишь в ТИО 106, к который включены города Свердловск, Ровеньки и ... город Антрацит. Последний, как видим, в отдельности от одноименного района. Средняя удаленность участков от центра округа ТИО 106 составляет 35 км. Хотя, будь ЦИК чуточку прагматичнее, и определи центром округа Ровеньки, а не Свердловск, он стал бы значительно компактнее.
Вообще включение города Антрацита и Антрацитовского района в разные избирательные округа кажется очень сомнительным. Представьте, что в ночь подсчета голосов едут представители участковой комиссии из Антрацита в Свердловск, а навстречу им другая комиссия, по той же дороге, из Бобриково через Антрацит в Красный Луч. Что касается местных выборов, которые будут проводится теми же участковыми комиссиями, то здесь им вообще прийдется ехать одновременно в нескольких направлениях.
По нашему мнению, более оптимальным вариантом был бы округ, который бы включал Красный Луч, Антрацит и Антрацитовский район (с центром в Антраците), а в Свердловске и Ровеньках сохранить ту конфигурацию округа, каким он был на предыдущих выборах. Увы, теперь это лишь пожелание на будущее.
ТИО 105, который включает город Краснодон и Краснодонский и Лутугинский районы, с центром в Краснодоне, не очень компактен, но, пожалуй, это единственный возможный вариант.
Наиболее удачны с точки зрения компактности образованы ЦИК ТИО 108 (Стаханов, Первомайск, Кировск и Попаснянский район) и ТИО 109 (Северодонецк, Лисичанск, Рубежное и Новоайдарський район), средняя удаленность участков от центров округов здесь 23 и 18 км соответственно. Впрочем, по нашему мнению, центр ТИО 108 более естественно было бы расположить в Первомайске, это географический центр этого округа. Тогда бы средняя удаленность участков уменьшилась бы с 23 до 19 км.
Как видим, сделанная ЦИК «нарезка» округов в Луганской области имеет довольно много проблем, часть из которых имело место и во время предыдущих выборов. Проект решения, подготовленный кем то для принятия ЦИК, был далеко не оптимальный: округа чрезмерно различаются по числу участков и не очень компактны. Так, если сравнивать утвержденный ЦИК вариант с предложениями, подготовленными КВУ, то средняя по области удаленность участков от центров избирательных округов составляет в первом 30 км, во втором 24,7 км. Существенная разница, не правда ли.
Чему ЦИК было принято заведомо не оптимальное решение? Не знали о существовании других вариантов? Боялись слишком отходить от разбивки округов, которая существовала на протяжении нескольких последних выборов? Был ли какой то политический подтекст?
Более всего огорчает, что граждане не только не понимают, почему властью принимается то или другое решение, но даже не знают, кто их инициирует и что за этим стоит. За отсутствием такой информации приходится думать, что это член ЦИК, куратор Луганской области ЦИК Юрий Донченко лично, или при помощи руководителя секретариата облсовета господина Пашинцева наступил на старые грабли. И что наши чиновники продолжают пытаться осчастливить общество своими кулуарными мудрствованиями, не допуская никого из посторонних к процессу шевеления их извилин. Учитывая ограниченность ресурсов, результат в этом случае укладывается в формулу, с которой мы начали рассказ.
Алексей Светиков, аналитическая служба ЛОО ВОО КИУ