Несмотря на некоторую политически заангажированную подачу материала, фактическая сторона статьи из газеты «Україна Молода» отвечает действительности. Публикуем перевод с украинского материала М. Бублика без каких-либо комментариев и дополнений.
Редакция CityNews
Холодная «региональная» осень
Политические последствия коммунальной беспомощности
Партия регионов на Луганщине формально ещё не начала раскалываться, однако при отсутствии сколь-нибудь серьезных политических оппонентов (на которых бы можно было переложить вину за вполне ожидаемые провалы, прежде всего в коммунальной сфере) недовольство реальным состоянием дел, кажется, может «сублимироваться» в традиционный для наших краёв конфликт: между областной властью и городским руководством Луганска.
Как и в предыдущих случаях, «разведку боем» начали подконтрольные областным кормчим масс-медиа. Вот типичный ежедневный (!) телесюжет одного из телеканалов. Диктор: «Горисполком отчитался, что работают все 127 городских котельных. Однако нам продолжают звонить по телефону зрители и жаловаться...». Дальше идут достаточно жуткие кадры рукотворных «гейзеров» на улицах, залитых фекалиями подвалов очередной многоэтажки, чугунных утюгов на газовых плитах. Закутанные в бог знает что пенсионеры рассказывают о температуре в квартире, которая равняется температуре собачьей будки, — а ещё ведь только первая половина ноября. Следует ли уточнять, что в целом по области, и в городском совете в частности, тотально доминирует одна политическая сила. Вот только на содержании новостей с коммунальных «фронтов» это почти не отражается. Хотя, казалось, ещё есть запас времени, когда все беды можно объяснять небрежностью предшественников.
То, что команда луганского городского головы Сергея Кравченко с коммунальными проблемами не справится, было очевидно ещё тогда, когда он только объявил о своём намерении баллотироваться в мэры. Слишком сомнительные качества продемонстрировал прежний райвоенком, руководя наименьшим в городе Каменнобродским районом. В этом районе преобладает частный сектор; домов с центральным отоплением и канализацией всего несколько десятков (из более чем 1600 по всему городу), но и с теми он не мог справиться. Собственно, только высокий пост в областной организации Партии регионов и давал ему основания претендовать на выдвижение его кандидатуры от самой популярной в регионе партии (и автоматическую победу). А дальше всё пошло, как и должно было пойти...
«Дуссманнская» конкуренция
Мэр, который на выборах обещал удвоить бюджет «лишь за счёт местных источников», сразу начал жаловаться на сплошной недостаток денег. Поскольку новые «хозяева города» совсем не знали, что вообще следует делать с его коммунальным хозяйством, решили пойти путём, который казался самым лёгким: отдать хозяйство «инвестору», а тот пусть уже сам за всё отвечает. Анекдот заключался в том, что пришлось договариваться с таким себе Петером Дуссманном, немцем с несколько скандальной репутацией. Тот в минувшем году с предшественником Кравченко подписывал как-то один договор, который уже успел упразднить суд. Договор новой власти с фирмой «Петер Дуссманн — Украина» уже не содержал, на первый взгляд, явных ловушек, как в первом варианте (в частности, за долги жителей даже приватизированных квартир компания-поставщик коммунальных услуг могла забрать в собственность капитальные стены, подвалы с чердаками и все остальное, что остаётся ещё в коммунальной собственности). Однако скрытые угрозы в нём всё равно проглядываются. Например, не прописана ответственность, которую несёт «инвестор» в случае невыполнения условий договора. Нет чёткой схемы ценообразования на дуссманновские услуги и тому подобное.
Интересно, что Дуссманну отдали в обслуживание наиболее лакомый кусочек — жилищные массивы в центральном Ленинском районе (нетяжёлым «прицепом» пошли несколько десятков каменнобродских домов). Наибольший и наипроблемнейший Жовтневый и второй по численности населения Артёмовский районы он любезно оставил горисполкому. Вообще, если бы инвестор гарантировал капитальное обновление коммуникаций хотя бы в одном районе города, ему можно было бы много чего позволить, в том числе в сфере тарифной политики. Однако обещанный размер инвестиций — всего около 6 млн. гривень. За такие деньги в наших условиях не на каждый стояк хомут можно поставить. Где уже эти стояки менять...
И кому? Как заявил на недавнем брифинге директор луганского предприятия «Теплокомуненерго» Виктор Андреев, «не хватает рабочих рук открыть задвижки, проверить дом, поставить хомут где-то при необходимости, где-то что-то подтянуть». По словам директора, раньше люди шли работать в систему ЖКХ ради ведомственного жилья. Последние лет десять никто им жилья не предоставляет. «Мы сегодня позаключали необходимые соглашения с училищами, техникумами, забираем молодежь на практику. Пытаемся создать им какие-то условия. Проводим переговоры относительно служебного жилья, чтобы хоть как-то людей с периферии подтянуть».
«Обіцянка-цяцянка»
Паллиатив 1) мед. средство или хирургическая операция, приносящие временное облегчение, но не излечивающие болезнь. 2) перен. мера, не обеспечивающая полного, коренного решения поставленной задачи; полумера.
Как паллиатив, метод правилен, останется ли практикант после завершения учебы и дальше нырять в подвалы или в декабре долбить мёрзлую землю — большой вопрос. По крайней мере в горсовете никто не ведёт разговоров о необходимости заложить в бюджете средства на служебное жильё для сантехников. Тем более что кравченково обещание удвоить этот бюджет на практике воплотилось в двойное (даже больше) повышение тарифов на коммунальные услуги: кубометр горячей воды вместо 4,76 стал стоить луганчанину 10,1 грн., отопление 1 кв. м жилья — 4,56 вместо старых 2,08 и тому подобное. Хотя, чувствуется, не обошлось без определенных моральных страданий. На это указывает хотя бы то обстоятельство, что первые лица города в связи с этим предшественников практически не вспоминали. Вместо этого заместитель председателя Эльвира Михайленко отважилась даже на такую реплику:
— Правительство заняло очень удобную позицию, сбросив все вопросы относительно формирования тарифной политики на местную власть. Если бы была у правительства цена на газ, на электроэнергию — и ругать некого. Предоставил бы нам Киев тарифы на тепло и воду, тогда мы ни перед кем не отчитывались бы, а сказали: все вопросы к Киеву. И все демонстрации были бы не под мэриями.
Кстати, в Луганске «демонстрации» преимущественно происходят не под мэрией, а под окнами областной госадминистрации. Очевидно, учитывая подобный вариант развития событий новый председатель ОГА Александр Антипов (назначенный лишь в сентябре) решил сам позаботиться о тепле в жилищах луганчан, и после инспекционной поездки по Жовтневому району города он собрал на совещание несколько десятков директоров крупных предприятий. На совещании Александр Николаевич заявил, что в упомянутом районе нет тепла в 49 многоэтажках и предложил старую испытанную советскую схему: каждое предприятие берёт по одному дому на ремонт и содержание.
Ау, претенденты!
Ещё два года тому назад реакция была бы прогнозируемой: непонятное мурлыкание в ответ; кто-то выразил бы глубокую благодарность областным кормчим за беспокойство, чтобы всё забыть до следующего сезона. На этот же раз сначала встал один директор и заявил: мне ещё за Алчевск никто не вернул 140 тысяч. Директора одобрительно восприняли именно этот демарш. Антипов предложил «мятежнику» записать номер его мобильного телефона и телефона первого заместителя городского головы, который сидел рядом. В ответ по крайней мере несколько «капитанов индустрии» поднялись и пошли прочь. Характерно, что на совещании «блистали своим отсутствием» виновники торжеств — Сергей Кравченко и председатель Жовтневого райсовета Валентин Антипов (однофамилец). Очевидно, за длинные месяцы без «полноценного» председателя ОГА, когда экономика области внезапно начала демонстрировать нормальное развитие, директора осознали, что их предприятия не являются приложением к областной верхушке.
Тем более — к городской. Хотя там господствуют такие же «януковичи». Уже ль не такие? Попав в коммунальные неприятности, городские руководители с некоторых пор начали активно говорить о полезности как можно более широкого развития системы обществ совладельцев многоквартирных домов, искать новые — частные — формы работы в этой сфере. Хотя не совсем удачно. По крайней мере, за четыре дня до начала объявленного конкурса относительно предоставления жилищно-коммунальных услуг в Ленинском и Каменнобродском районах в горисполком не обратился ни один желающий зарабатывать такие нелегкие деньги. Или, может, луганские бизнесмены решили, что данный конкурс является лишь декорацией к победному финалу «Петер Дуссманн-Украина»? Уже упоминавшаяся выше Эльвира Михайленко, комментируя эту информацию, из отчаяния высказалась в том смысле, что «все компании, которые идут в Луганск, хотят строить торговые центры и игральные заведения, а не вкладывать средства в ЖКХ». Но, может, следовало сначала объявить конкурс, куда Дуссманна пригласить как одного из претендентов, а не заключать с ним договор?
А теперь в горисполкоме и сами не знают, что с ним делать. Та же самая Михайленко сообщила, что договоры, которые немец начал заключать с населением, не отвечают типичному, утверждённому городской властью. И подчеркнула: «Это его самодеятельность».
— Мы абсолютно согласны с людьми, что это неправильные договоры.
Однако прибавила: «Дуссманн может сыграть позитивную роль в ЖКХ Луганска. Я всем говорю: приведите другого Дуссманна, давайте создадим Дуссманну конкуренцию». А не следовало ли сначала власти самой подыскать ещё пару кандидатур, а не предоставлять одному претенденту огромный аванс? Преимущественно моральный...
Возможно, мои рассуждения относительно конфликта, который назревает в отношениях города и области, несколько преувеличены, однако городской голова начал предпринимать шаги, которые можно расценивать как поиск защиты у общественности (а на кого ещё ему рассчитывать? Не на Януковича же). Скажем, пресс-служба горсовета поспешила сообщить, что Кравченко готовит распоряжение о создании общественного совета по контролю за работой жилищно-коммунального хозяйства. В принципе нормальный политически мотивированный ход, если бы среди других структур к работе в совете не пригласили «Коммунальную самооборону», которую создали политические оппоненты «бело-голубых», да ещё и по конкретному поводу — противостоять незаконному, с точки зрения основателей «КС», повышению тарифов. В чём они громко обвинили именно мэра и его команду. И ведут с этим вполне реальную борьбу.
Среди прочего, например, юристы КС нашли в законодательстве прорехи, которые позволяют потребителям коммунальных услуг платить по старым тарифам. Между прочим, довести об этом к сведению широких слоёв населения «самозащитникам» помогли как раз областные телеканалы. Когда Сергей Иванович руководил лишь одним районом города, а самим городом руководил его политический оппонент, подобного «разгула демократии» в одном отдельно взятом районе города почему-то не наблюдалось.
Посмотрим, как будут разворачиваться события, когда ударят настоящие морозы. Как уже сообщала «Україна молода», украинский «полюс холода» размещается на Луганщина. Зима еще не начиналась...
Михаил Бублик, «Україна Молода»