Антрацитовский район, расположенный на юге Луганской области, пожалуй, самый интересный с точки зрения административно-территориального деления. Хотя и не уникальный. Вообще, некоторые районы нашей области представляют собой некие территориальные загадки, оставшиеся нам в наследство от советской эпохи, и сегодня мало кто может внятно объяснить, чем руководствовались тогдашние правители, проводившие подобные административные эксперименты
Если говорить об Антрацитовском районе, то на его территории расположены три крупных города – Красный Луч, Ровеньки и, собственно, Антрацит. Однако эти города, обладающие довольно неплохим промышленным потенциалом (не только угольным) и которые могли бы существенно изменить финансово-бюджетную картину района, собственно, к району не имеют никакого отношения. Это города областного подчинения. Что касается остальных сел и поселков, то именно они и составляют реальную районную вотчину.
Сам город Антрацит находится в юго-восточной части Донецкого кряжа (Нагольного кряжа) в 90 километрах на юго-запад от Луганска на автостраде Харьков – Ростов-на-Дону. Название города происходит от залежей в его недрах лучшего сорта угля. На территории Антрацита – одно из наибольших и наилучших по качеству угля месторождений в Донбассе.
Территория Антрацитовского района была заселена более 30 тысяч лет до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические находки, захоронения кочевников салтовской культуры, многочисленные курганы на окраинах города. После опустошительных походов кочевников – от киммерийцев до половцев и монголо-татар – долгое время территория пустовала и получила название Дикое поле. Только в конце XVI – начале XVII веков здесь появились первые сторожевые посты Запорожского и Донского казачества, и стало селиться беглое крестьянство, которое занималось земледелием.
На сегодняшний день территория района занимает площадь в 1,7 тысячи квадратных километров (6,4% площади Луганской области). На территории района размещаются 42 населенных пункта, в которых по последним данным проживало 34,2 тысячи человек. Причем молодых семей насчитывалось всего 1,1 тысячи. В районе функционируют 18 школ, 7 детских садов, 2 детские музыкальные школы, клубы и библиотеки.
Основная отрасль хозяйствования в районе – сельское хозяйство, состояние которого сегодня, впрочем, весьма непростое. Хуже или лучше сегодня работает 24 сельхозпредприятия и 112 фермерских хозяйств. Есть и промышленность, представленная рядом предприятий, состояние части которых также вряд ли можно назвать превосходным. Проблемы, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные и промышленные производители, возникли не вчера и существуют поныне, существенно влияя на жизнь жителей района.
Несмотря на то, что угольные предприятия сами по себе не являются подчиненными району структурами, он (район) имеет свою, прямо связанную с этим, головную боль. Точнее, связанную с процессом реструктуризации угольной промышленности. Потому что, несмотря на то, что шахты находятся в юрисдикции городов, шахтерские поселки все-таки – на попечении властей районных. Учитывая то, что реструктуризация прошлась по нашей области весьма специфически, можно легко угадать, чем это закончилось и в Антрацитовском районе.
Впрочем, не закончилось. Так как районная администрация продолжает борьбу за человеческие права своих жителей. Примером безответственного отношения «реструктуризаторов» и исполнителей этой программы к собственному народу является поселок городского типа Малониколаевка, где еще в 1996 году была ликвидирована шахта «Штеровская». На этой шахте была «завязана» вся инфраструктура поселка, шахта обеспечивала жителей работой. На сегодня жилищный фонд (19 двухэтажных домов, 4 одноэтажных общей площадью 14,4 тысячи кв. км.) в коммунальную собственность так и не передан. Естественно, что ни о каком финансовом сопровождении возможной передачи речь и не шла. Жителей поселка просто бросили на произвол судьбы. Между тем проектом ликвидации шахты предусматривался комплекс мер, на финансирование которых предполагалось выделить 11,2 миллиона гривен. Администрация района «бомбила» письмами и профильных министров (г-д Тополова, Тулуба), народных депутатов, Секретариат Президента и самого гаранта. Что даст району этот эпистолярный залп, пока не ясно. Стоит обратить внимание на статьи самых необходимых (как это видят районные власти) мероприятий, чтобы жители Малониколаевки получили хотя бы то минимум необходимых и гарантированных Конституцией прав на человеческое существование. Итак:
– передача в коммунальную собственность Малониколаевского сельсовета объектов коммунальной собственности с созданием жилищно-коммунальной службы – 1 млн. 190 тысяч грн.;
– ремонт водопровода, очистных сооружений, автодорог – 675 тысяч;
– строительство насосной станции, водного резервуара, прокладка трубопровода – 1 миллион 315 тысяч;
– строительство канализационной станции – 1 миллион 255 тысяч.
Уже из самого списка (в ценах 1997 года!) можно понять реальные проблемы жителей поселка. Сегодня жилищный фонд (т.е. и люди, там живущие) не отапливается и не ремонтируется. Общественные туалеты разрушены, территория замусорена, водопроводная вода в поселок не подается и многое другое. Понятно, что экологическая и эпидемиологическая ситуация в поселке, мягко говоря, далека от нормальной.
Естественно, что справиться с таким объемом финансирования сам район не в состоянии. Бюджет района более чем на 80% (!) дотационный. Собственных ресурсов однозначно недостаточно. Тем более, что в данном случае государство в лице компании «Укруглереструктуризация» эти деньги району должно.
Другая серьезная проблема района – водообеспечение. И опять-таки без государственной поддержки проблему эту район самостоятельно решить не может. А проблема эта весьма серьезна. Не хочется вспоминать Суходольск, однако тамошняя ситуация может повториться и здесь. Свою негативную роль играют в этом вопросе и шахты. И работающие, и тем более закрытые. Нормальной воды у жителей района нет, несмотря на то, что природные резервы достаточно хорошей по качеству воды есть. Вопрос в том, как ее доставить потребителю.
Областная компания «Лугансквода» не в состоянии полноценно обслуживать территорию Антрацитовского района. Этот коммунальный «монстр» вообще в последнее время демонстрирует только свои непомерные амбиции, не предлагая населению области мало-мальски вразумительного плана собственных действий. Фактически силенок у этого предприятия на качественную работу маловато. Вот тут бы областным депутатам и подумать бы над проблемой. Если, конечно, есть такое желание. Достаточно сказать, что «Лугансквода» «обеспечивает» водоснабжение на территории всего четырех сельсоветов, где имеет собственные сети. Это из 42-х субъектов района. Причем слово «обеспечивает» в кавычки взято не зря. По словам головы совета поселка Краснолучский Владимира Белодеда, у них «Лугансквода» просто не в состоянии обеспечить нужный объем водоснабжения. Даже той части, которая им подотчетна. Сети изношены, регулярны порывы трасс. Компания ничего не делает для реального изменения ситуации. Впрочем, делала. Например, требовала повышения тарифов на воду. Тарифы были повышены, а воз и ныне там. Поселковым властям приходится собирать деньги с жителей (которые и так платят за «услуги» «Луганскводы») на закупку новых труб, чтобы хоть как-то подлатать «текущее» хозяйство амбициозной компании. Своими силами громада поселка таки пробурила скважину. Но она дает только 20 кубов воды в сутки. Понятно, что для обеспечения всех нужд населения – это «слезы». К тому же близрасположенные (хоть и закрытые шахты) «забирают» из естественных резервуаров основную долю воды.
А ведь вода в недрах есть, и весьма не плохая. Только чтобы создать нормальную систему водообеспечения, нужны деньги, коих в районе, как уже было сказано, нет. И в нужном объеме быть не может. К тому же, повторимся, у государства есть долги и обязанности перед районом. Вот, скажем, поселок Красный Кут. Воды нет, но есть Вахрушевский ремонтно-механический завод, на балансе которого находятся насосная станция и водопроводные сети. Но вот незадача – завод не работает, идет санация, то есть «оздоровление» завода. То есть вышеуказанные объекты району не переданы. Санация же по-нашему – это длительный процесс… смены руководителей санации вплоть до полной смерти предприятия. Районные власти, естественно, обращались с письмами во все возможные инстанции. Ответов, как водится, нет. Но даже если все это имущество передадут району, то его нужно восстанавливать, а это еще дополнительные деньги. Где их брать району? Скажете, так нечего и «дергаться»? А пить-то (и не только пить) нормальную воду людям надо? К тому же необходимо понимать, что восстанавливать все это должен балансодержатель. Который находится на санации. Которая… Так круг и замыкается. И подобных примеров в районе много.
Еще одна больная тема района – газификация. В том числе и в контексте выполнения государственной программы газификации области, завершение которой планируется в 2010 году. Не только на примере Антрацитовского района, но и на примере некоторых других уже сегодня видно, что это вряд ли удастся. При всеобщем желании. Хотелось бы понять, понимает ли эти проблемы исполнительная власть? А тут еще есть повод в очередной рад помянуть недобрым словом абсурдное административно-территориальное деление района. Вот, скажем, село Красная Поляна (около 3000 тысяч жителей). Географически и технически, чтобы его газифицировать, необходимо сделать так называемую смычку газоподводящих труб между поселком Каменное и поселком Щетово, и только потом появится возможность сделать подвод газопровода к самой Красной Поляне. Проблема здесь еще и в том, что Каменное и Щетово – территория города (Антрацита). Соответственно нужны совместные усилия городских и районных властей. Пока трудно сказать, насколько близки они к достижению взаимопонимания.
Напрашивается вопрос, а за счет чего же живет район вообще, если больше 80% районного бюджета – дотации? Ответить на этот вопрос мы, увы, не можем. Можем только констатировать – вот так и живет. Здесь уместно будет сказать несколько слов о предприятиях Антрацитовского района. Промышленные предприятия вроде бы и есть, и даже что-то производят. Например, за 2006 год показатель валового объема промышленного производства составил 143 миллиона гривен. Даже наметился прирост. Но цифра эта, понятно, абсолютная и не отражает того, как все это реально влияет на жизнь населения района. На улучшение жизни не влияет однозначно. По сути, работают полноценно и продуктивно единицы промпредприятий. В основном, частных. А такой, например, завод как «Ивановский станкостроительный», когда-то один из ведущих заводов СССР (ох, как часто приходится нам так писать о подобных предприятиях нашей области!) в полном «завале». Средняя зарплата в промышленности района – 756 гривен. Задолженность по зарплате на 1 января 2007 года составила 960 с небольшим тысяч. Учтем то, что задолженность района перед государством на сегодня – 3 миллиона 448 тысяч, и то, что при количестве пенсионеров, составляющем 11 тысяч 975 человек (напомним общее количество жителей района – 34,2 тысячи), задолженность перед Пенсионным фондом равна 2 миллионам и 94 тысячам.
Не особенно радуют дела и в сельском хозяйстве. Хотя район – сельскохозяйственный. Кроме общих для наших селян проблем, по району больно ударила природа. Не только морозы прошлой зимы и теплая зима нынешнего года, но и летние пожары. Хотя тут вина не одной только природы, но и нерадивых фермеров, довольно халатно, если не сказать преступно, относящихся к экологической безопасности. Власти района планируют обязать всех субъектов сельхоздеятельности жестко контролировать свою территорию и отвечать перед законом за допущение ситуаций-катастроф. Кроме этого, сельхозпредприятия работают, судя по всему, по принципу – после нас хоть потоп. Нарушаются правила севооборота, истощаются земли. Но даже несмотря на это, люди землю бросают. А когда-то здесь функционировало два совхоза-миллионера! Кто помнит, что это такое, тот поймет. Процветало овощеводство. Сегодня овощами не занимается никто. Говорят, хлопотно. С удовольствием нанимаются на плантации к корейцам, но сами заниматься выращиванием огурцов и помидоров не хотят. И это при том, что Луганскую область с радостью обеспечивает овощами ряд соседних с нами областей. Парадокс? Не знаем. Просто это факт. Может, пообщавшись с самими фермерами, мы смогли бы узнать больше нюансов. Например, про засилье перекупщиков (отнюдь не местных), которые просто не дают возможности нашим производителям реализовывать свою продукцию так, как им выгодно. «Не дают» надо понимать не как эффективную конкуренцию, а как моральные и физические средства «воздействия» на несогласных. Но это уже вопросы не к нам, а к нашим правоохранительным органам и областным властям, так стремящимся видеть Луганщину процветающей.
Александр Линьков, заместитель главы Антрацитовской районной государственной администрации:
«Главное – борьба с нелегальной добычей угля»
– Какие, на ваш взгляд, основные проблемы района?
– Поскольку я курирую вопросы жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства, то главная проблема по моей линии – это брошенное жилье в поселке Малониколаевка. Там порядка двух десятков домов, брошенных на произвол судьбы после закрытия шахты. Дома так и не были переданы на баланс совета, и теперь для восстановления в них нормальных условий для проживания нужно около трех миллионов гривен. Мы направили письма руководителям Министерства угольной промышленности с просьбой помочь нам в разрешении этого вопроса. Нами выставлены иски против государственной компании «Укруглереструктуризация» за то, что так поступили с этими объектами жилого фонда. Я лично передавал письма по этому поводу депутату Верховной Рады Александру Борзых, но пока никакого результата нет.
Еще одной проблемой района считается уровень его газификации. Еще в прошлом году район был газифицирован лишь на 3,4%. А сегодня уже на 11,2%. Но программа газификации Луганской области предусматривает стопроцентную газификацию всех районов до 2010 года. В этом смысле район сильно отстает, и провести за это время газ в оставшиеся населенные пункты проблематично. А поскольку наш район на 80% дотационный, то необходимые средства должны поступать из государственного бюджета.
– А за счет чего, в основном, наполняется бюджет района? Кроме подоходного налога, естественно.
– Главный источник – налог на землю, который платят находящиеся на территории района предприятия.
– Например, шахты? Или они платят в бюджеты городов, которые административно не подчиняются району – Антрацит, Красный Луч, Ровеньки?
– В районный бюджет налог на землю платят только две шахты, которые сейчас пока в стадии развития. С этой точки зрения наш район может, наверное, считаться депрессивным.
– Какой же выход из этой ситуации?
– Я считаю, что прежде всего необходимо бороться с нелегальной добычей угля, переводить работу этих предприятий в легальное русло. Чтобы они получали лицензии, разрабатывали недра на законных основаниях и таким образом создавали рабочие места. Необходимо создавать им все условия для легальной работы. Действующее же законодательство попросту минимизирует штрафные санкции против нарушителей. Штрафы за незаконную добычу – просто смешные. Вообще, эта проблема носит системный характер и её нужно решать в том числе и с помощью Верховной Рады. Мы на месте делаем все возможное.
– А что, собственно говоря, можно сделать на месте?
– Это – контроль. Выезды по сигналам глав советов.
– То есть, фактически, ничего?
– Ну почему? Задерживаем нарушителей. Но я расскажу, что нам говорят по этому поводу «силовики». Вот, выехали мы на место, задержали нарушителей, которые, скажем, нарубили пять тонн угля. Милиции этот уголь нужно погрузить и отвезти на экспертизу. Кто должен нести эти затраты? Средств нет ни у нас, бюджетников, ни у «силовиков». То есть есть вопросы, которые остаются без ответов. Весь механизм настолько неправильный… Вот, если речь идет о металле, то, насколько я знаю, существует соответствующий закон, и «силовики» могут легко проследить его происхождение. А происхождением угля на теплоэлектростанциях никто не интересуется. То есть добыв одну, две машины, вагон, их можно отправить на ТЭЦ, и там их примут. Этот вопрос надо решать на государственном уровне. Ведь если при приеме угля у поставщиков будут спрашивать о его происхождении, требовать сертификат, удостоверение качества, то ситуация будет уже совсем другой. То есть необходимо устранить возможность дальнейшего сбыта угля, добытого нелегальным путем.
Еще одной проблемой является неработающий таможенный контрольно-пропускной пункт Дьяково-2. Почему он был закрыт, непонятно. С российской стороны терминал готов к пропуску, оснащен современным оборудованием. С нашей стороны пока не сделано ничего. На 2007 год запланировано изготовление проектно-сметной документации и выделено для этого около 180 тысяч гривен. Работы – возведение объектов и подведение коммуникаций – планируется начать в 2008 году. Этот пункт – жизненно важная артерия для Антрацитовского района. Сейчас для того, чтобы жители наших приграничных сел могли поехать к свои родственникам в Куйбышево Ростовской области, им необходимо ехать на пункт Должанский. А это – крюк более ста километров. К тому же, если этот таможенный пункт будет открыт, то, соответственно, в его работе будет задействована и инфраструктура села Дьяково. Это и новые рабочие места, дополнительные бензозаправки, возможно строительство мотеля. С нашей стороны делается всё, чтобы запустить этот объект в работу, но не всё зависит от районных властей.
– Раз уж речь зашла о границе, то грех было бы не поговорить и о контрабанде.
– Считаю, что контрабанда у нас здесь перекрыта в полном объеме. Работа пограничной службы, насколько я могу судить, поставлена очень серьезно.
– Как обстоят дела в сельском хозяйстве? Как нам рассказывали, в вашем районе в лучшие времена производились десятки тысяч тонн овощей.
– Насколько я помню, у нас было два колхоза-миллионера. Сейчас же, по официальной статистике, у нас не выращивается ни одного грамма овощей. Я не понимаю руководителей хозяйств, которые не хотят заниматься выращиванием овощей. Наш рынок отдан Херсону, Полтаве, Харькову. То есть выгодно предприимчивым людям съездить туда, понести транспортные расходы, продать здесь по выгодной цене. Не понимаю, почему нашему фермеру невыгодно выращивать овощи здесь.
– То есть одной из перспектив можно считать развитие в районе сельского хозяйства?
– Да. В этой связи мы недавно приняли программу индивидуального жилищного строительства на селе. Люди могут получить кредит на 25 лет по минимальной ставке. Кроме того, что реализация программы позволит увеличить уровень газификации района до 36,2% и улучшить жилищные условия сельских жителей, ожидаем также увеличение объемов производства сельхозпродукции в личных хозяйствах.
– Сейчас, получается, выращивают только зерновые?
– Да, но и здесь есть много непонятного. Например, почему у нас нет плана севооборота? То есть садить одну пшеницу на протяжении длительного периода – неправильно. К этой проблеме надо подходить очень серьезно. В целом необходимо, чтобы люди могли реально оценивать свои возможности и оставались на землях нашего района. Но для этого мы должны приложить еще немало усилий. Пока же люди не особенно хотят заниматься землей. Чтобы частично объяснить это, можно снова вернуться в прошлое. Ранее в районе была система мелиорации, все поля были орошаемыми. Что произошло за последние годы? Каждый фермер, я об этом могу ответственно заявить, на своем участке вырезал систему орошения, а сейчас оказалось, что поливать поля нечем. Сделали это своими руками, а теперь некоторые пишут заявления в милицию: «У меня вырезали систему орошения, примите меры».
– Административная структура района выглядит удивительно. Столица – город Антрацит – административно не является частью района. Это же касается и городов Ровеньки и Красный Луч. Вообще, положение района могло бы измениться к лучшему, если бы находящиеся на его территории города областного подчинения стали административной частью Антрацитовского района?
– Конечно. Ведь в этих городах находятся практически все промышленные предприятия. Насколько я знаю, существуют только два примера такого административного деления – Краснодонский район и город Краснодон, и Антрацитовский район и город Антрацит. Это было экспериментом советских времен и остается экспериментом на сегодняшний день.
Дмитрий ОЛИН, Владимир РЕЗУН, газета «Молодогвардеец»