Правительство вплотную занялось посевной
Министерство аграрной политики, во главе с новым министром Александром Баранивским, представило программу подготовки отечественного сельского хозяйства к весенне-полевым работам. Как свидетельствуют аналитики, первые шаги нового руководства отрасли указывают на то, что принципы государственной политики в сфере отечественного агропромышленного комплекса изменяются и корректируются «на ходу».
Основные направления в период подготовки к очередной посевной — обеспечение АПК дешевой соляркой, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, льготными кредитами и качественным посевным материалом.
Но, уже сейчас правительство обратило внимание на не менее важные проблемы, с которыми столкнется АПК через некоторое время — проблемы развития сельского хозяйства при вступлении Украины в ВТО, создание благоприятных условий для украинского сельскохозяйственного экспорта, страхование рисков в сельском хозяйстве, ценовая стабильность на рынке зерна и создание государственного продовольственного резерва.
Сага о льготных кредитах
Известно, что Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, Ассоциация банков и другие коммерческие банки намерены подписать меморандум о снижении кредитной ставки для аграриев до 17%. На сегодня средняя процентная ставка по кредитам составляет 20-21%. С банками также достигнута договоренность о том, что залог под кредит будет превышать сумму кредита лишь в 1,5 раза, а не в 4, как было ранее. При этом эти договоренности не имеют юридической силы и вовсе не заставляют комбанки придерживаться своих обязательств.
Государственным бюджетом на 2005 год предусмотрено выделение 220 млн. гривен на удешевление кредитов для сельхозпроизводителей. Дополнительно минагрополитики просит Кабинет Министров выделить еще 200 млн. гривен. Соответственно, общая сумма на удешевление кредитов будет составлять, с учетом уже выделенных средств, более 400 млн. гривен. При кредитной ставке в 17% планируется 10% покрыть за счет государственных средств. Для самих агропроизводителей реальный процент по кредиту составит в таком случае не более 7%. Именно благодаря этому обстоятельству министерство прогнозирует, что в 2005 году аграрии привлекут коммерческих кредитов на льготных условиях на сумму около 4 млрд. гривен.
«Неэффективность льготного кредитования заключается в том, что оно предоставляется всем, вне зависимости от эффективности и прибыльности сельскохозяйственного предприятия. Кредиты не целевые и предоставляются не только тем, кому они действительно нужны, но и предприятиям, которые легко смогли бы обойтись и без них. В итоге, действия министерства поддерживают вовсе не агропромышленный комплекс, а именно банковский сектор», — отметил корреспонденту Экономических новостей эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Олег Нивьевский.
Еще одним слабым звеном этой посевной является страхование сельскохозяйственных рисков — один из наиболее убыточных видов страхования в Украине. Лига страховых организаций Украины видит выход из ситуации в объединении страховщиков в единый Всеукраинский сельскохозяйственный страховой пул, который был бы обеспечен надежной перестраховочной защитой и качественным андеррайтингом.
Законодательством предусмотрены государственные дотации сельхозпроизводителям в обмен на гарантию сохранения и целевое использование этих средств. Такой механизм защиты лежит в основе природы страхования. Но для того чтобы государство могло компенсировать сельхозпроизводителям 50% страховых премий и франшизу, как это предусмотрено Законом Украины, в бюджет страны должна быть заложена сумма не 54 млн. гривен, как сегодня, а как минимум в 10 раз больше — 450-500 млн. гривен. Соответствующие предложения по усовершенствованию механизма сельскохозяйственного страхования Лига намерена в ближайшее время представить на рассмотрение правительства.
Одновременно с этим заявлением Лиги аграрное министерство анонсировало намерение увеличить бюджетное финансирование удешевления страхования посевов с 54 млн. гривен до 130-150 млн. грн. Свои действия министерство объясняло тем, что это позволит коммерческим банкам существенно увеличить кредитование агрохозяйств, ведь в случае застрахованности будущего урожая вероятность своевременного возврата кредита существенно повышается. При этом названная сумма, которая в 3-4 раза меньше необходимой, вряд ли сможет решить существующую проблему страхования аграрных рисков.
Дешевле некуда
Параллельно продвижению процедуры удешевления кредитов министерство аграрной политики лоббирует также и снижение цен на необходимые во время посевной ресурсы — дизтопливо, минудобрения и т.д.
После ряда переговоров министерства с химпроизводителями было заключено соглашение, что украинские химические заводы будут продавать агрохозяйствам азотные удобрения по цене 825 гривен за тонну. При этом обсуждается вопрос ограничения маржи для посредников, осуществляющих поставку минеральных удобрений с завода непосредственно агрохозяйствам.
Но даже в этом случае фермерские хозяйства буду закупать удобрения дороже, ведь если заводы предоставляют удобрения по цене 825 гривен за тонну, то посредник, учитывая транспортные расходы, сможет заработать не менее 20%, то есть не ниже планки, определенной правительством.
В Кабмине заявляют, что такие меры вызваны необходимостью обеспечения аграриев минеральными удобрениями во время весенней посевной и предотвращения спекуляций на их цене. К началу февраля запас минеральных удобрений в агрохозяйствах составлял лишь 100 тыс. тонн, тогда как потребность, согласно заявкам регионов, — 570 тыс. тонн. При этом еще не выработан ни механизм компенсации сельхозпроизводителям ставки по кредитам, ни механизм доступа до «дешевого», а поэтому и дефицитного, минерального удобрения.
Как ранее сообщалось, ФГИ в судебном порядке оспаривает создание ЗАО "Северодонецкое объединение «Азот»", преследуя цель возвращения в госсобственность одного из крупнейших отечественных производителей минеральных удобрений. Подобные действия перед посевной наводят экспертов на мысль о том, что новая власть будет добиваться экономического роста не рыночными механизмами, а административной регуляцией рынка.
Государство все скупит
В дополнение к уже анонсированным изменениям государственной сельскохозяйственной политики министерство аграрной политики предлагает при пересмотре госбюджета на 2005 год предусмотреть не менее 1 млрд. гривен для создания стабилизационного фонда продовольствия.
На недавнем заседании правительства премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что «вопросы развития села станут одним из приоритетов деятельности нового правительства». В связи с этим, министерство аграрной политики Украины, пересмотрев свои потребности на текущий год, считает необходимым увеличить финансирование создания и деятельности Агарного фонда в 2005 году до 1,2 млрд. гривен.
Предполагается, что фонд будет осуществлять функции государственного регулирования цен на основные продукты питания, используя, в частности, интервенционные механизмы. В соответствии с законом о государственной поддержке сельского хозяйства от 24 июня 2004 года, государственное регулирование ценовой ситуации на аграрном рынке осуществляет Аграрный фонд через механизм государственных закупочных интервенций, с помощью которых он должен закупить 1,5 млн. тонн зерновых и 180 тыс. тонн сахара.
Недостающие от 1,2 млрд. гривен средства, а в бюджете на эти цели запланировано лишь 100 млн. гривен, планируется получить в результате пересмотра государственного бюджета на 2005 год. Эксперты считают, что при этом необходимо запустить эффективно работающую аграрную биржу и фонд аграрных страховых субсидий. Именно в этом случае Аграрный фонд сможет выполнить свое основное предназначение — стабильное развитие аграрного рынка.
Напомним, что до настоящего времени государственные закупки и интервенции осуществлял Государственный комитет по материальному резерву, а залоговые закупки зерна — Государственная акционерная компания «Хлеб Украины». В прошлом году ГАК «Хлеб Украины» за счет бюджетных средств закупил 638 тыс. тонн зерновых культур, а за счет собственных и заемных средств еще 52 тыс. тонн зерновых культур. При этом Государственный резерв закупил дополнительно еще 1,8 млн. тонн зерна урожая 2004 года.
Возможное создание подобного фонда эксперт ИЭИПК прокомментировал негативным образом, уточнив, что «от подобных шагов уже давно избавляются в ЕС, а мы только начинаем внедрять этот механизм регулирования аграрных рынков». Наиболее же эффективным механизмом эксперт назвал «помощь отечественному сельскому хозяйству благодаря развитию отраслевой инфраструктуры, дорог, коммуникаций. Это привело бы к уменьшению затрат производителей и усилило бы конкуренцию между элеваторами, что сразу же отразилось на конечной цене украинского зерна».
Государство еще не до конца понимает, что не льготные кредиты и скрытое субсидирование отрасли являются основой возрождения села и отечественного АПК, а удобная инфраструктура и прозрачный продовольственный рынок, которые стимулируют производителей уменьшать издержки, выращивать зерно и сельскохозяйственную продукцию более высокого качества, чтобы конкурировать на равных не только внутри страны, но и на мировых рынках.
Economic-UA