«Кого легше гуртом бити? Перекупників»
Корреспондент «УМ» определил для себя все преимущества оптовых («гуртових») рынков сельхозпродукции. Может, на директора такого рынка во Львове совершили покушение конкуренты, которым не выгодно упрощение схемы продажи и снижения цен?..
Почему в городах картошка дорогая
Кто помнит, в минувшем году такой себе господин Шуфрич доказывал «недееспособность» «оранжевого» правительства глуповатым, но для многих очевидным аргументом: картофель на базарах подорожал чуть ли не вдвое. Причём практически одновременно с завершением сбора урожая. Тогда содержательного ответа на подобные упреки никто дать то ли не смог, или не захотел дискутировать за схемой «сам «не так». Оставалось считать, что тот год на овощи оказался неудачным.
Но в этом году феномен повторяется: цены на картофель, которые после прыжка в 2005-ом «улеглись» на уровне 1,50-1,60 гривень за килограмм, в сентябре опять подскочили. Скажем, на луганском рыночке вблизи корпункта «УМ» дешевле, чем за 4 гривни, его не купишь. На остальных рынках областного центра розничная цена на «второй хлеб» меньше разве что на «полтинник».
Ещё одно уточнение: «спальные» районы Луганска сегодня оккупировали грузовики с сумским и черниговской картофелем; картошка «из машин» дешевле (2,30-2,60), только покупать её нужно мешками. А это уже, считайте, мелкий опт.
Первое, что приходит на ум — опять неурожай. Однако «сумских» машин намного больше, чем в прошлом году, да и своего картофеля, по данным Главного управления агропромышленного развития Луганской ОГА, собранно по меньшей мере 60 тыс. тонн. А цены всё равно кусаются. Есть искушение связать прыжок цен на овощи (а также на яйца — где-то в полутора раза) с приходом к Кабмину команды «проффесионалов» — настолько точно оба события совпали во времени. Однако при всей гениальности этих ребят вряд ли они в первую очередь ринулись «наводить порядок» на продовольственном рынке. Газ, нефть, возвращение НДС — это же намного выгоднее. То в чём же природа такого экономического явления, когда продукт дорожает не тогда, когда его не хватает, а наоборот — после его массированного выброса на рынок?
Ответ на вопрос автор этих строк нашёл в самой цитадели «донецких». Собственно, в самом Донецке. Местный пресс-клуб организовал очередное заседание на тему «Проблемы и перспективы развития оптовых рынков сельскохозяйственной продукции». Следовательно, оцениваем плюсы и минусы оптовых овощных рынков.
Место встречи изменить необходимо
Насколько я понял, вся проблема в том, что производитель сельхозпродукции и оптовой покупатель встречаются не в том месте, где нужно. Если вообще встречаются. Скажем, на Сумщине посредники-кавказцы непосредственно по сёлам скупают картофель по цене 1,10 грн. за килограмм. И их ещё нужно благодарить, поскольку в Луганске просто исчезла старая инфраструктура «плодоовощторга». Теперь в специализированных помещениях овощной базы советсуих времён поселились целый ряд строительных складов.
Выход? Его и предложили гости Донецкого пресс-клуба. В первую очередь — Клавдия Гордиенко, заместитель генерального директора ТП «Шувар» из Львова.
Речь идёт именно о том рынке, директор которого стал объектом покушения во Львове (26 октября во Львове неизвестные подорвали автомобиль «Mitsubishi Autlander», который принадлежал директору оптового рынка «Шувар», от взрыва пострадала 14-летняя девочка, проходившая мимо: взрывной волной её отбросило на 15 метров от автомобиля, позже она скончалась в карете скорой помощи, — CityNews). Не изменение ли «Шуваром» правил игры в обращении с сельхозпродукцией стало причиной того взрыва? Наш разговор в пресс-клубе происходил раньше тех кровавых событий, потому передаём прямую речь безотносительно к криминалу.
По словам Клавдии Гордиенко, они начинали 15 лет тому назад с обычного продуктового магазина, а к идее оптового рынка пришли в 2002-ом: «Когда в город начали приезжать машины для торговли овощами и фруктами и торговать в «спальных» районах, это создавало большу́ю проблему для города. И наш генеральный директор, Роман Степанович Федишин, предложил городской власти собрать все машины в одном месте. Нам выделили место в таком котловане площадью один гектар; началась торговля картофелем, овощами, фруктами. За год мы увидели, что нам этого места очень мало».
На сегодня «Шувар» занимает уже огромную, как по нашим базарам, площадь в 10 гектаров, в значительной мере снимает проблему уличной торговли и напоминает цивилизованных европейских «старших братьев». Скажем, оптовой рынок у Парижа раскинулся на 200-х гектарах. Даже Гданьск в соседней Польше — на 130 га. Такова их специфика.
Киевский научный работник Роман Коринець (он в частности консультировал авторов законопроекта «Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции»), отметил: «Во время земельной реформы поделились на паи земли, измельчились хозяйства. У нас появились большое количество мелких товаропроизводителей и, соответственно, мелких покупателей — мелких магазинов. Исчезли заготовительные базы. Появилась большая дистанция между производителем сельскохозяйственной продукции и потребителем. Эту нишу заполняли посредники. Отсутствует взвешенная система сбыта сельхозпродукции. И когда два года тому назад Счётная палата проводила ревизию средств, которые тратятся Министерством аграрной политики, она сделала вывод, что проблема сельского хозяйства лежит не только в производстве продукции, и не столько в нём, а в сбыте. И вот задача оптовых рынков — свести в одном месте мелких товаропроизводителей и мелких покупателей.
Сам оптовый рынок не торгует. На рынке он только обеспечивает осуществление операций: хранение, упаковка, транспортные операции. Информационная служба. Ещё один аспект — большое социальное значение. Благодаря сокращению маркетинговой цепи, сокращению доли посредников товаропроизводители могут продукцию выгоднее продать, а покупатели — приобрести её более дешево».
Если всё так просто, появляется вопрос: Почему сегодня не развиваются оптовые рынки сельхозпродукции? Почему есть практически только «Шувар» и ещё один рынок «Копани» (Херсонаская область, — ред.)? Оказывается, потому, что сегодня средства выгоднее вкладывать в строительство супермаркетов. В магазинах системы «Cash&Carry» один продавец, и цена продуктов в нём определяется стратегией фирмы, а не спросом и предложением. На оптовом рынке продавцов много, и цена определяется «классически».
Группа в законе
Ещё вопрос: чем мне как обывателю оптовой рынок выгоднее, чем та же машина в «спальном районе»? «А безопасность продукции?!» — мгновенно отвечает Клавдия Гордиенко. И действительно, картофель из машин часто бывает испорчен какой-либо болезнью.
А есть и другие плюсы. Если в одном месте будут встречаться и потребитель, и производитель — тогда цена будет выравниваться. «На оптовом рынке она обязательно будет ниже. Все розничные рынки будут закупать продукцию на оптовом. И супермаркеты — они не очень хотят об этом говорить, но они покупают на оптовом рынке, — подтверждает представительница львовского «Шувара». — Прежде чем прийти к этой идеологии, мы объездили всю Европу. Но чужой опыт нельзя слепо переносить на нашу почву. Скажем, в Европе нигде нет площадки для торгованли с машин. У нас она есть, и мы настаиваем на том, что в Украине это ещё нужно. Потому что наш фермер, наш производитель может ещё на машину собрать товар, привезти и на оптовом рынке продать. Сейчас я думаю, что следующим этапом между потребителем, оптовым рынком и производителем ещё будет одно звено от производителя. Это — кооперативы. Торговые. Но фермеры сами дожны к этому прийти».
И госпожа Клавдия, и господин Роман привели примеры подобных кооперативов на Львовщине и Киевщине, однако, похоже, «порядок цивилизованных кооператоров» в Украине в целом находится в зародышевом состоянии. Да и оптовых рынков у нас... Кроме цивилизованного во Львове и стихийного в Копанях на Херсонщине, гости назвали ещё оптовый рынок живого скота в Жашкове Черкасской области.
На нашу встречу должен был приехать директор горловского рынка на Донбассе, однако он является членом горисполкома Горловского горсовета, который именно на тот день назначил своё заседание. О его успехах рассказал заместитель начальника донецкого облсельхозуправления Александр Русинов.
В частности, по его данным, цена килограмма картофеля на горловском рынке составляет 1,90 грн. против среднеукраинской 2,24, капусты — 1,15 против 1,35. Заметно более дешевые в индустриальной Горловке лук, свёкла и морковь.
А ещё господин Русинов вспомнил, как в Будёновском районе Донецка ещё в начале 1990-х с помощью программы ТАСИС предприняли попытку создать оптовой рынок на базе горплодоовощеторга. «Однако регион наш, Донецкий — специфический, это нужно понимать», — сказал Александр Иванович. И добавил: «Мы пытались административным способом обеспечить развитие оптовых рынков, а нужна частная инициатива. Закон должен посодействовать этому».
Законопроект есть. Оптимизма добавляет тот факт, что авторы его представляют все фракции парламента (кроме, кажется, коммунистической).
«Но следует иметь в виду, что оптовый рынок не является коммерческой структурой, — подчеркивает Роман Коринец. — Потому и относиться к нему следует как к структуре, которая имеет социальное значение. Следовательно, мы должны применять такие ставки арендной платы, чтобы они были не большими от ставки земельного налога. Ещё один вопрос — рыночного сбора. Он практически подрывает существование оптовых рынков. На таком рынке не осуществляется торгля в розницу. Потому давайте скажем, что применение рыночного сбора для оптовых рынков является неприемлемым. И мы это предлагаем в этом законопроекте».
Всё правильно, но не здесь ли кроется причина слабого развития сети оптовых рынков в Украине? Можно долго доказывать необходимость и даже выгодность существования оптового рынка для того же Луганска. Но если на нём нельзя будет собирать большие суммы не оприходованной наличности, то трудновато будет «убедить» конкретных персонажей местного самоуправления выделить под такой рынок огромные площади. То, что выигрывает город (который в таком случае может внести земельный участок как свою часть уставного фонда предприятия), совсем не значит, что выигрывает чиновник.
Я с этим вопросом приставал и к Клавдии Гордиенко, и к Роману Коринцу. Оба сказали, что удачное развитие львовского «Шувара» — «фанатизм» его основателя Романа Федишина, который в четверг стал объектом внимания киллеров. Хватит ли фанатов на всю Украину?
Михаил Бублик, газета «Україна молода»