Начиная со времён Петра Первого вырубываются дубы Луганщины.
Нескольких лет продолжаются споры об урочище Лбы, в Антрацитивском районе Луганской области. Восемь лет назад группа луганских экологов подняла вопрос о предоставлении этому месту статуса заповедника.
Согласие на это не дают представители местного лесного хозяйства. Борьба длится и до сих пор. Экологи убедили уже почти всех. Непреклонными остаются лесники.
Это место уникальное. Буерачных дубрав, к которым относится урочище, на Луганщине практически не осталось. А здесь, в нескольких километрах от Антрацита, среди териконово-степных пейзажей края, находится настоящий оазис. Свыше пятисот гектаров лесов, около двадцати муравейников, (их наличие, кстати, является красноречивым индикатором чистоты леса), озеро, из которого берет начало несколько рек и свыше сорока источников на площади, которая превышает пятьсот гектаров — это лишь несколько показателей, которые свидетельствуют об уникальности этого места.
Светлана Черных, председатель Общественного Совета Госправления экологии и природных ресурсов в Луганской области:
«Здесь биоценоз, именно, фауны, флоры. И дает возможность охранить этот уникальный ландшафт, не смотря на то, что в окружении находятся шахты».
Но не все так ценят эту уникальность. Из-за халатности местного населения с каждым годом это место несет немалые убытки. Горы мусора, следы от костров и самовольных вырубов деревьев, которые оставляет после себя местное население, никак не украшают местных пейзажей. Поэтому, пытаясь как-то защитить и сберечь урочище для поколений будущего, восемь лет назад, группа энтузиастов положила начало движению о предоставлении урочищу статуса заповедника. Но преградой для претворения этого замысла в жизнь стали местные лесники. Именно их согласия не хватает для окончательного решения проблемы. Согласия не дают. Вместо этого занимаются «санитарной вырубкой лесов».
Николай Шкуренко, Директор Ивановского государственно-лесного хозяйства:
«Вырубка лесов, как таковая — это лесохозяйственная мера, которая проводится согласно требованиям норм лесохозяйственной науки. […] Как таковых, незаконных рубок, или, скажем, приисковых, у нас здесь не отмечено. Рубки ведутся в соответствии с лесным законодательством и, я думаю, что в этом проблемы у нас не существует».
Тяжело сказать, является ли проблемой то, что во время этой так сказать «санитарной вырубки» под топором лесоруба оказались около двухсот двадцати дубов, средний возраст которых составляет сто пятьдесят лет. К слову, стоимость на черном рынке одного кубометра этой древесины составляет около двухсот долларов. А из одного дуба ее выходят около двух-трёх кубометров. Поэтому, с помощью простых вычислений, можно узнать, сколько стоят эти «санитарные вырубки».
Без человеческого вмешательства лес может существовать вечно. По мнению специалистов, если местное население и представители лесного хозяйства не изменят своего отношения к местной природе, то не менее, чем за три десятилетия на месте урочища будет находиться роскошный пустырь. Поэтому, вполне возможно, что будущие поколения будут узнавать о природе Донбасса лишь из рассказов краеведов.