Юрий Асеев (Луганская область), газета «
Зеркало недели» № 39 (567) от 8-14 октября 2005 года
Тимошенко ушла, но дело её живёт. В Луганске
11—14 октября в Луганске состоится международная конференция по проблемам получения синтетического топлива из угля. Как сообщил председатель Луганской облгосадминистрации Алексей Данилов, мероприятие будет иметь характер инвестиционной научно-практической международной конференции под названием «Получение жидкого синтетического моторного топлива из угля Донецкого бассейна как составляющая энергетической безопасности Европы».
Эта конференция стала следствием подписанного еще премьер-министром Ю.Тимошенко 3 июля распоряжения «Об утверждении мероприятий по оперативному решению проблем, которые сдерживают социально-экономическое развитие регионов», в рамках которого следовало разработать стратегию развития топливно-энергетического комплекса Украины до 2010 года с целью обеспечения энергетической независимости государства. В связи с чем НАН Украины, Минтопэнерго и Луганской облгосадминистрации было поручено детально изучить проблему получения жидкого моторного топлива из угля и дать свои рекомендации по этому поводу.
Видимо, что-то подобное имел в виду и президент Украины, говоря о том, что украинский уголь — это «один из уникальных запасов, который позволяет на протяжении 150 лет формировать часть нашего энергетического баланса», добавляя, что, «конечно, не тем способом и не в той форме использования, которые мы имеем сегодня».
Оценивать достижения луганских властей в выборе и поиске таких способов и форм теперь будет новое правительство, которое также должно соответствовать озвученной президентом норме: развитие угольной отрасли — «стратегический приоритет» правительства.
Впервые возможность синтеза жидкого топлива из каменного угля была экспериментально доказана немецкими учеными (Фишер и Тропш) в 1923 году. На первых промышленных установках по производству бензина из угля, построенных в Германии, использовался уголь Рурского бассейна, и к концу 30-х годов прошлого столетия производство синтетического бензина выросло до нескольких миллионов тонн в год.
В начале 70-х создание группы заводов «Сасол» по переработке каменного угля в синтетическое жидкое топливо позволило ЮАР с меньшими потерями пережить эмбарго на поставки нефтепродуктов, введенное ООН в знак протеста против политики апартеида руководства этой страны. Сегодня компания «Сасол» перерабатывает около 47 млн. тонн угля в год, производя около 7 млн. тонн жидкого топлива и имея годовую прибыль в сотни миллионов долларов. Именно этой южноафриканской компании приписывают наивысшие показатели с точки зрения уровня технологии и освоения масштабов производства.
После ЮАР наиболее масштабно и высокотехнологично синтезировать моторное топливо начали в США. Восемь проектов на различных стадиях реализации осуществляются в Китае, и все они предназначены для полной замены традиционных видов топлива. По оптимистическим прогнозам, через 10 лет Китай сможет производить около 1,2 млн. баррелей дизельного топлива в день. В целом в Нигерии, Катаре, Малайзии и США на стадии проектирования и строительства находятся около 50 объектов суммарной мощностью более 300 млн. тонн моторного топлива в год. К проблеме подключились Япония, Индия, Польша, Индонезия, Пакистан. Общий объем официально объявленных инвестиций в эту сферу превысил 15 млрд. долл., а производство синтетического топлива достигло 20 млн. тонн в год.
В Украине проблемой синтеза топлива достаточно глубоко занимался ряд институтов, а Институт физико-органичной химии и углехимии им. Л.Литвиненко НАН Украины добился повышения сжижения некоторых марок угля в 10—16 раз, значительно понизив при этом давление и температуру.
Но до сегодняшнего дня проблема не рассматривалась в контексте реального перевода ее из исследовательской стадии в производственную.
Согласно выводам известных ученых, результатом исследований, проведенных негосударственными организациями, статистическим данным, опубликованным крупнейшими нефтяными компаниями, при нынешних постоянно растущих темпах потребления нефти ее мировые запасы исчерпаются через 40—45 лет. Факт начала дестабилизирующих процессов в мировой экономике, связанных с уменьшением мировых запасов нефти, убедительно доказывается стремительным — более чем в два с половиной раза за последние два года — ростом цен на нее. На протяжении последних лет национальные правительства развитых стран, наибольшие транснациональные корпорации резко увеличили инвестиции в разработку технологий получения жидкого моторного топлива из альтернативных источников. Вес потребления моторного топлива в общем энергетическом балансе развитых государств достигает 70%. Отсутствие стабильности на рынке нефтепродуктов негативно влияет на состояние всей мировой экономики.
В структуре запасов органического топлива Украины на уголь приходится 95%, нефть и газ — 5%, и все последние годы ставка делалась на энергоресурсы, которые не добываются в стране.
В контексте решения этой проблемы при Луганской облгосадминистрации была создана инициативная группа, которая несколько месяцев разносторонне изучала вопрос о том, реально ли организовать производство синтетического топлива на базе угольных запасов Луганской области. В результате была предложена практическая схема реализации соответствующей программы, выполнить которую предполагается в два этапа. На первом этапе планируется в сжатые сроки создать производственный комплекс мощностью 400—500 тыс. тонн готовых светлых продуктов синтеза в год, минимизировав капитальные вложения за счет использования под пилотный проект существующих технологических площадок с уже созданной инфраструктурой.
На втором этапе предполагается ввести в действие угледобывающие предприятия на новом наибольшем месторождении, получившем название «Северно-донбасский угленосный регион», образованный Богдановским, Петровским, Старобельским месторождениями. В частности, целесообразность разработки Богдановского месторождения определяется его благоприятными горно-геологическими условиями: мощность пластов — 1,2—3 м, глубина залегания — 550-770 м, угол падения — до 4 градусов, газоносность — 5—8 м3/т. Большинство действующих шахт Донецкого бассейна разрабатывает пласты на глубинных горизонтах (900—1150 м), что характеризуется высокой газоносностью, опасностью выбросов и горным давлением, сложными климатическими условиями.
Наличие более 3,5 млрд. тонн запасов в Южном Донбассе позволяет рассматривать новый район Луганской области как перспективный с точки зрения добычи энергетического угля. На Богдановском месторождении уже завершена детальная разведка, что позволяет в ближайшие сроки приступить к его освоению. Одновременно со строительством новых угледобывающих предприятий начато строительство завода по производству синтетического моторного топлива с мощностью до 3 млн. тонн в год. Что по замыслу и предварительному анализу авторов проекта позволит в полной мере обеспечить транспортную отрасль Украины синтетическими бензинами на десятки лет, ликвидируя критическую зависимость экономики Украины от поставок нефти и нефтепродуктов из других государств.
Все нюансы и перспективы производства моторного топлива из угля Донбасса и планируется обсудить на предстоящей конференции в Луганске. Вести конференцию будут академик НАН Украины Анатолий Попов (Институт физико-органической химии и углехимии им.Л.М.Литвиненко, г.Донецк) и Валентин Мамутов (Институт экономико-правовых исследований НАН Украины).
Кроме академиков и профессоров институтов Донецка, Харькова, Северодонецка и Москвы, планируют выступать руководитель проекта «Акция — Донбасс» министерства международного развития Великобритании Майкл Чамберс и представитель немецкой фирмы «Лурги».
Следует отметить, что первоначально планируемого широкого международного размаха не получится — не будет специалистов из США и ЮАР: то ли из-за нарушения установленного порядка организации подобных мероприятий, то ли как показатель отношения приглашенных к серьезности этой конференции и их нежелания участвовать в акции, уж больно совпавшей с началом предвыборной гонки и периодом чистки среди губернаторов. И пресс-конференция А.Данилова в прошедший четверг с помпезным провозглашением проекта, разработанного под его эгидой, может быть еще одним свидетельством попыток луганского губернатора самоутвердиться, использовав столь серьезный и громкий проект как свой последний козырь.
Насколько же этот проект является весомым и имеет ли он шансы на практическую реализацию и экономическую целесообразность — при учете субъективного фактора его реализации в Луганской области — покажет время.