Новости Луганска и области

 



На главную
Добыча угля

Создаваемая Национальная Угольная компания возьмет на себя функции управления угледобывающими предприятиями Украины

Создаваемая Национальная Угольная компания возьмет на себя функции управления угледобывающими предприятиями Украины. Об этом 13 апреля сообщил премьер-министр Виктор Янукович. По его словам, в настоящее время готовится соответствующий указ Президента Леонида Кучмы. Задачей правительства в данном направлении является отработка данного указа, создание компании и передача ей хозяйственных функций в отрасли, отметил премьер.

О самой идее создания единого Управляющего Предприятия в угольной отрасли мы слышим второй месяц. Обрисовывая ситуацию в этой сфере на последней коллегии председатель облгосадминистрации Александр Ефремов в очередной раз озвучил мысль об объединении госпредприятий Луганской области в одну структуру с достаточной степенью автономности. Конструктивная сама по себе, эта идея может вызвать лишь одобрение, если бы не некоторые если.

Во первых, сегодня эта концепция существует пока лишь в виде проекта, поданного на рассмотрение в Кабмин, который, судя по заявлению Виктора Януковича, уже сделал выбор в сторону национальной корпоратизации отрасли.

Во вторых, судя по тому, что в «королевстве датском», т.е в Кабинете Министров нет единства по данному вопросу ( в игру вокруг отрасли активно включился новый Министр ТЭК Сергей Тулуб), вряд ли до завершения президентской гонки государство определится с созданием компании и её руководством, ибо шахтерский «процент» всегда был выгодным приобретением накануне исторических народных волеизъявлений (а нынешние выборы именно такими и будут, ибо определят следующее десятилетие страны), и посему вполне может возобладать принцип «так не доставайся же ты никому». Как это ни печально, но любая экономическая реформа в нашем государстве, привязанная по срокам к любому политическому событию, становится заложницей огромного количества «видений», что, естественно, не способствует её развитию. Собственно, политическая составляющая в процессе национальной корпоратизации отрасли уже сегодня, к сожалению, даёт себя знать, и, как всегда, не вовремя. Политики оценивают возможные дивиденды от очередной реформы отрасли, экономисты и хозяйственники вкупе с партнерами-инвесторами угледобычи лишь досадливо морщатся в ожидании неожиданностей, простите за каламбур.

Между тем, отрасль сегодня переживает довольно тяжелые времена, и нуждается не столько в управлении, сколько, собственно, в менеджменте реализации продукции. Настаивавшее в свое время на стопроцентной отгрузке угля национальной генерации, Минтопэнерго сегодня лишь разводит руками, ибо электростанции отказываются от луганского топлива, а «Укрзалізниця» не спешит предоставить вагоны под транспортировку уже законтрактованного топлива. В итоге, время потеряно, «независимый покупатель» не найден. Генерация же сегодня работает практически лишь по территориальному принципу, другими словами, если в Донецкой области есть свои генерирующие компании, то и договора они заключают с донецкими шахтами. Как очень точно заметил на последней коллегии облгосадминистрации генеральный директор ГП «Донбассантрацит» Пётр Продан, «генерация ведет себя как частная собственность, игнорируя решения основного распорядителя имущества – Минтопэнерго». До пропорциональных или паритетных углепоставок ещё весьма и весьма далеко. В таком контексте создание областной управляющей компании «Луганский уголь» со 100 процентов акций государства кажется выходом из ситуации, ибо, управляемая регионально, и интересы она будет представлять прежде всего региональные. Ситуация моделируется следующая: контроль за отраслью, навязанный из Киева, принесёт убытки интересам области. Причём на шахтерских зарплатах на первых порах это вряд ли отразится, ибо по большому счету рядовым горнякам все равно, кто платит деньги. Но…

Часть проблемы раскрыл на коллегии председатель облгосадминистрации Александр Ефремов, заявивший, что иной, кроме областного, распорядитель, возможно, снова пойдёт по пути закрытия «нерентабельных» шахт, а при условие сохранения сегодняшней тенденции в выборе генерациями поставщика угля, рентабельность многих наших шахт вновь окажется под вопросом. Что и происходит сегодня. Далее, не секрет, что в Красном Луче есть шахты, с практически идеальными условиями для работы. Некоторые, будучи "раскрепленными" несколько лет назад, даже сегодня не знают обрушений кровли, имеется свой метан и своя вода, которая ближе к ГОСТу, чем тот раствор хлорки, который льётся сегодня из кранов. Остается третья составляющая в технологической цепочке-электроэнергия, которую поставляет горнякам области «Укрэнергоуголь». Таким образом, угольная отрасль региона - это весьма ощутимая собственность, которая до сих пор официально ничья. Правда, размытая формулоровка Александра Ефремова «есть предложения от реальных инвесторов» без конкретизации не позволяет четко ответить на вопрос «Чьи интересы столкнулись на этот раз?», и не есть ли заминка с принятием «Луганского проэкта» результатом извечного спора Донецкой и Днепропетровской ФПГ? В любом случае все равно, кто из луганчан возглавит «Луганский уголь», важно, что «голос» региона в данном случае будет весомым, что только справедливо, учитывая то, что шахты области производят половину антрацитов страны.

Картина была бы не полной, без информации о состоянии приватизации отрасли на сегодня. На данный момент только две шахты отрасли официально, по данным Минтопэнерго и ФГИУ являются частной собственностью. Это "Комсомолец Донбасса" и "Красноармейская Западная №1». Их владельцами являются донецкие бизнес-группы "АРС" и "Энерго". Еще одно предприятие угольной отрасли - "Павлоградуголь" - планируется к продаже в мае этого года.

Тем не менее многие угольные шахты, распорядителем имущества и владельцем которых является Минтопэнерго уже достаточно долгое время инвестируются крупными частными компаниями, и, естественно, имеют перед ними соответствующие обязательства, компания "АРС" инвестирует ГП "Краснодонуголь", "Добропольеуголь", и, частично, "Макеевуголь", "Красноармейскуголь" и "Октябрьуголь". "Индустриальный Союз Донбасса" через свою структуру "Донецкий Индустриальный Союз" «контролирует» шахту "Краснолиманская", три шахты ГП "Макеевуголь", две- ГП "Красноармейскуголь" и шахту "Коммунист" ("Октябрьуголь").

Заметим, что при сегодняшнем положении дел инвестор, грубо говоря, не имеет права управлять процессом освоения собственных капвложений, и быть равноправным, на законодательном уровне, игроком. Функции управления угольными предприятиями сегодня пока ещё принадлежат Министерству топлива и энергетики. Однако, по словам Виктора Януковича, данные функции Минтопэнерго должно будет передать новосозданной структуре. В случае же появления в Украине двух НАК - энергетического и угольного, Минтопэнерго потеряет, собственно, возможность управлять отраслью. И вместе с тем, утратят контроль за ситуацией соответствующие управления облгосадминистрации. В итоге контроль и управление, и, собственно, оборотные средства из Министерства уйдут, останутся, как всегда, лишь претензии по долгам по зарплате. И на этот раз у тех, кто выпадет из «интересов инвесторов» надежды на областную власть или Министерство уже не будет.


 
Другие материалы по теме:

26.03.2004 На частных шахтах в Луганской области уровень травматизма не ниже чем на государственных

27.02.2004 Горькая статистика угольной промышленности.