Угольная отрасль в Луганской области является одной из базовых. Во времена СССР ее предприятия обеспечивали около 30% ВВП области. Сейчас в четыре раза меньше, к сожалению — из-за уменьшения объемов добычи, а не за счет прироста производства в других отраслях. Не так давно угольщики обрели новую концепцию реформирования. О том, что происходит сейчас в угольной отрасли Луганщины и ее перспективах «Молодогвардейцу» рассказал начальник топливно-энергетического управления Луганской облгосадминистрации Игорь Токарев.
— Каким образом оценивают экономическую эффективность угольных предприятий? Замыкается ли их экономика на государственных дотациях и существует ли стратегическое планирование в отрасли?
— Показатели работы угольных предприятий издавна замыкались на абсолютных цифрах. Это — количество добытого угля, производительность на одного горняка в месяц, проходка, то есть пройденные метры новых выработок. Сейчас применяются и экономические показатели, но они, к сожалению, до сих пор не являются главенствующими. Потому что так с «советских» времен повелось: уголь добывать любой ценой, сколько нужно, не считаясь с затратами — убытками и прибылями. Потому что уголь промышленности нужен. Геологические условия в Донбассе самые сложные во всем мире, это признают все, во всех странах. Мощные пласты, которые легко взять, уже взяты, находящиеся вблизи поверхности уже разработаны предыдущим поколениями. Сейчас большинство шахт Донбасса работают на больших глубинах, на тонких пластах. Раньше отрасль существовала за счет государственной поддержки. И механизм дотирования угольной промышленности до сих пор сохранился.
У нас существует нормативный документ. Это — Концепция реформирования угольной отрасли Украины. Она недавно транслирована в новую редакцию программы «Украинский уголь». Эта программа принята еще в 2000 году, но расписана была только до 2005 года. Поскольку сроки прошли и обстановка в отрасли несколько изменилась, в марте этого года утвердили программу в новой редакции. Она разработана в разрезе двух идей: реформирование угольной отрасли и концепция развития энергетики Украины. Согласно этим документам, уголь признается одним из основных энергоносителей в Украине. Это — единственный природный источник энергии, способный на 100% обеспечить потребности промышленности и коммунального хозяйства. Предусмотрен пропорциональный ежегодный рост добычи угля. Если сейчас в стране добывают в год 80 миллионов тонн, то к 2030 добыча должна увеличиться до 116 миллионов тонн, а по оптимистическому прогнозу — до 122 миллионов тонн угля. В соответствии с этим планируется выделять государственные средства на развитие отрасли, а также привлекать частный капитал — как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
— Каковы вообще перспективы угольной отрасли?
— Добыча угля — это добыча природных ископаемых, то есть сырья. Уровень развития экономики страны оценивается не только уровнем развития сырьевых отраслей, которые являются базовыми для перерабатывающих отраслей — металлургической, энергетической. В идеале для страны уровень прироста в угольной отрасли должен отставать от уровня прироста в других отраслях. Если в Луганской области угольная отрасль будет преобладать среди других отраслей, значит область с точки зрения стратегического направления развития идет в никуда, то есть становятся постепенно сырьевым придатком. Я считаю, что доля угольной отрасли в валовом производстве области в относительных показателях должна постоянно уменьшаться, в то же время в абсолютных цифрах она должна увеличиваться. Естественно, в абсолютных цифрах она должна увеличиваться! Это значит, что развитие других отраслей промышленности должно идти более быстрыми темпами, чем развитие угольной промышленности. И именно это является позитивным показателем. Сейчас много говорят об энергосбережении. То есть, с одной стороны, мы должны меньше потреблять энергии на единицу продукции, но при этом обеспечить прирост добычи угля. Если наша промышленность потребляет в 4 раза больше газа и в 2 раза больше электроэнергии, чем аналогичная промышленность за рубежом, то получается, что мы вполне можем обеспечить двойное повышение объема промышленного производства при том же уровне энергопотребления. Значит, нам не нужно очень сильно развивать топливно-энергетический сектор, нам нужно развивать сектор энергосбережения, плюс — развивать промышленность. Также хотелось бы, чтобы произошел прирост инвестиционных ресурсов, вкладываемых в угольную отрасль с целью внедрения новых технологий, новой техники, реконструкции предприятий. Чтобы мы подошли хотя бы к тому уровню развития, какой сейчас существует в Европе, хотя бы к уровню Польши. В силу систематического недофинансирования, угольная отрасль сейчас является одной из наиболее технически отсталых, по сравнению с другими отраслями промышленности. И по сравнению с угольными отраслями стран СНГ, в частности — России. Это обусловлено как объективными факторами, в первую очередь неблагоприятными геологическими условиями, так и субъективными — тем, что в угольную отрасль не вкладывают средства на обновление основных фондов.
— Что нужно для нормальной работы угольщиков — хорошие законы, грамотные менеджеры или деньги?
— Нормальная законодательная база и грамотный менеджмент — это в первую очередь. И только потом, во вторую очередь, сюда придут деньги. Уже всем понятно, что деньги — это необходимое, но недостаточное условие. Деньги должны быть грамотно вложены — в новые технологии, в обучение людей, потому что молодежи в угольной отрасли мало, осваивать новую технику некому. Часто получается, что новая техника выполнена на высоком уровне — микропроцессорное управление, автоматические системы учета, которые в угольной отрасли раньше были мало задействованы. А теперь просто нет специалистов, которые могли бы на них работать. Даже если крупные инвестиции сию секунду вложат, нет людей, которые работали бы на новой технике. Поэтому вкладывать деньги нужно не только в машины и механизмы, но и в систему специального образования, переквалификации кадров, то есть в интеллект человека.
— Поможет ли отрасли приватизация угольных предприятий, ведь часто приватизацией просто пугают, без всяких объяснений?
— Приватизация как таковая не является проблемой. Дело в том, что у государства нет средств для вложения необходимого объема средств в отрасль, поэтому оно различными путями привлекает деньги частных инвесторов. Один из таких путей — приватизация, но есть еще, к примеру, акционирование. Главная задача в данном случае — привлечение средств: то ли частного капитала, то ли инвестиционных фондов, то ли частных лиц. Вообще в мире очень много денег накоплено в различных фондах, но неопределенность в сферах собственности и отсутствие гарантий того, что эти деньги не будут потеряны, мешает этим фондам придти в Украину. И вложить средства в развитие многих отраслей, не только угольной. Но гораздо больше, чем все остальное вместе взятое, мешает то, что на местах законы не выполняют, а сами законы — на уровне Верховной Рады — могут изменить в любой момент.
-Не приведет ли приход частников к дисбалансу цен на уголь?
— Цены на рынке определяются потребителем, а не производителем продукции. Можно производить телевизоры по 2 тысячи долларов, но покупать их мало кто будет. Уголь — это энергоноситель, но цена на него определяется исходя из уровня цены на пока единственный универсальный источник энергии — электроэнергию. Цена на уголь сопоставима с ценой на газ, нефтепродукты, электроэнергию. В основном цена на уголь привязана к цене на газ. Поэтому, насколько будут дорожать энергоносители, настолько будет дорожать и уголь. Приватизация в отрасли не повлияет на цену угля, цена может измениться только в общем контексте цен на энергоносители. То есть, если придет частник и скажет, что тонна угля теперь стоит тысячу гривен, такой уголь у него никто покупать не будет, а будут везти его из Австралии из России.
— Кто будет участвовать в приватизации угольных предприятий области, могут ли в этом принять участие луганские бизнесмены?
— Я не знаю ни одной луганской компании, которая была бы готова принять на свои плечи какую-нибудь крупную угольную компанию Луганской области. Таких финансово-промышленных групп в Луганской области не наблюдается. Отдельные шахты, обогатительные фабрики — может быть. Луганчанам не хватает денег, опыта, желания. Угольная отрасль инвестиционно наименее привлекательна и наиболее капиталоемка по сравнению с другими рынками, которые сейчас существуют. Рентабельность отрасли гораздо ниже, чем рентабельность тех же самых средств коммуникации, связи, строительства. Поэтому и средства сюда будут вкладываться в последнюю очередь. Если говорить о региональной «привязке» бизнеса, то, к примеру, донецкие частные компании, которые присутствуют в «Краснодонугле», в «Павлоградугле», почему-то не присутствуют в компаниях Донецкой области. Вообще в прошлом году по производству угля донецкая область показала минус два с лишним миллиона тонн добычи по сравнению с 2004 годом, а Луганская область плюс показала. Почему донецкие бизнесмены у себя в области не вкладывают деньги, этот вопрос надо бы изучить. Но я считаю, что нельзя зацикливаться на том, откуда пришли инвесторы — из Луганской, Донецкой или других областей. Что же касается самих угольных предприятий, то их уровень подготовки к вложению инвестиций в основном упирается в наличие и количество природных ресурсов, геологические условия, и — самое главное — управленческий персонал, работающий на предприятии. Если на данной шахте можно при вложении средств получить конкурентноспособный уголь, то средства придут. А такие у нас шахты есть. Хотя на сегодняшний день только одно государственное предприятие в области является прибыльным, это «Свердловантрацит». Все остальные, по финансовому учету, убыточные. Даже, как ни странно, очень успешный «Краснодонуголь».
— Если говорить о промышленности в целом, каковы прогнозы ее развития?
— За последние 10 лет промышленные показатели снизились, машиностроение в области упало. Крупнейшие машиностроительные предприятия — «Лугансктепловоз», «Станкостроительный завод», десятки других — сейчас практически "лежат". Некоторые из них уже распроданы на металлолом. В основном это связано с тем, что они работали на оборонный комплекс, так как нет финансово обеспеченных гарантированных заказов, они остановились. Второе — менеджмент этих предприятий, привыкший работать на "оборонку", под гарантированные деньги и не привыкший работать в условиях свободного рынка. Они не знают, что им нужно производить, какую продукцию, которая бы пользовалась спросом. Слава Богу, мы ушли от той банальщины, когда заводы, производившие космические корабли или самолеты стали выпускать кастрюли. Сейчас машиностроительная отрасль наиболее акционирована, почти не осталось государственных предприятий. Мы надеемся, что туда придут инвесторы со своей программой развития, со своими деньгами, собственными рынками сбыта. Важен не сам завод, цеха и оборудование, а продукция, которую он будет выпускать. Когда будет проработана маркетинговая стратегия: что производить, куда продавать. Тогда придет инвестор, который вложит деньги в производство. Наоборот, то есть вложить деньги в существующее производство, не думая о будущем сбыте продукции, вряд ли получится. Мы не можем поддерживать завод, выпускающий продукцию, которая никому не нужна. Ни один хозяин не заинтересован в создании рабочих мест или новых производств как самоцели, он заинтересован в получении прибыли. Прибыль создается за счет производства, а не наоборот. И здесь мы упираемся в то, что многие руководители, которые сейчас руководят производствами, являются выходцами из советской эпохи. Отсутствие кругозора и необходимых знаний им мешает развивать предприятия с точки зрения получения прибыли, а как следствие –создавать новые рабочие места. В то же время, если говорить об Украине в целом и в частности о Луганской области, у нас очень благоприятные, по сравнению с мировыми, условия для развития промышленного производства. У нас развита транспортная инфраструктура, мы можем в течение суток доехать или довезти товар из любой точки страны в любую другую точку. У нас развита энергетика — подвести электропитание можно практически всюду. У нас, по мировым стандартам, вполне грамотное население: подавляющее большинство имеет среднее и высшее образование. Благоприятное географическое положение — страна расположена на пути из Европы в Азию. Украина могла бы быть интересным транспортным коридором не только по нефти и газу. Нужно просто реализовать это, а для этого необходимы грамотные управленцы.
Справка: Предприятия угольной отрасли Луганщины производят продукции на сумму около 4,2 миллиардов гривен в год. Годовой объем добычи в 2005 году составил 26 миллионов тонн угля. В области добывают энергетические угли — антрацит и газовый (марок «А» и «Г»), а также коксующиеся угли марок «К» и «Ж». Энергетические угли добывают компании «Антрацит», «Ровенькиантрацит», «Свердловскантрацит», «Донбассантрацит», «Лисичанскуголь», «Луганскуголь», «Первомайскуголь». Коксующиеся угли добывает компания «Краснодонуголь», а также (незначительное количество) шахты «Белореченская», «Перевальская», «Ломоватская» и некоторые шахты «Первомайскугля». Около 75% угольных запасов — энергетические угли. Специалисты утверждают, что луганского угля хватит на ближайшие 400 лет, даже при значительном увеличении объемов добычи.
Олекса Нечипорук, газета «Молодогвардеец»