Обратной дороги нет?
6-06-2012, 11:55Правильно селяне говорят: иной день год кормит. Только как тут не добавить, что есть деньки, которые определяют жизнь и судьбу?! Для выпускников этого года они как раз и настали – сейчас экзамены да размышления о выборе своего пути в будущее. Не туда свернешь, ошибешься с целью – жалеть всегда будешь.
Собственно, об этом и говорил им на недавних торжествах по случаю «последнего звонка» публично. А и нет такого родителя, который не провел бы «индивидуальную работу», систематично и с конкретными примерами «вдалбливая» простые истины про жизнь, что ничего даром не дает и баловать не собирается, про то, что куда не пойди, а серьезно работать все-таки придется. Хлебушек-то он всегда трудно достается – легкими бывают только пирожные. Но только не очень долго и с обязательным отвратительным послевкусием… Если, конечно, не планируется молодым человеком существование вроде перекати-поля. Без кола и двора, без людского уважения.
Когда меня пригласили в старобельскую школу, то говорил о том же, рассматривая своих молодых земляков, что стоят на пороге, отделяющем в общем-то беззаботное отрочество от взрослости. Еще чуть-чуть пройдет времени, еще шаг – и все они на большой дороге большого мира, где каждому, хочет он того или нет, придется выбирать свой собственный и неповторимый путь. Не сомневаюсь, что среди ребят и будущие политики, и большие ученые, и известные деятели искусств, и успешные предприниматели. Понятно, что и генералы с министрами! Хорошо бы, чтобы побольше было настоящих мастеров-золотые руки. Их сейчас так не хватает… Выбранная отрасль деятельности и профессия не так уж для Отечества, по сути, важны. Главное, чтоб мастерство было.
Да, очень хочется верить (и ведь верится!) что из-за парт уходят те, кем будет гордиться Старобельщина, Луганщина, Украина. С кого будут брать пример будущие поколения. От души пожелал им не забывать про свою малую родину и любить большое свое Отечество, четко понимая – формула--то достаточно штампованная и нет среди них таких, кто откажется от семьи своей. А привязанность эта и есть основа любого патриотизма.
Только вот когда отговорились громкие и красивые слова, то подошел паренек, чтобы наотмашь шарахнуть вопросом:
- Мы-то про малую Родину не забудем. А вот будет ли нас помнить Родина? Будет ли куда не то, что вернуться, а хоть в гости приехать?
Оказывается, ввиду имеет он простое: вроде бы и хочется остаться в родном селе, да гонят из дома слухи о распродаже земли. Больших средств у родителей нет, в батраки не хочется. Трудиться бы на земле честно, идя к законному достатку, да шансы на это невелики. Может, город примет, хоть и побаивается он его?
Честное слово, защемило сердце оттого, что мальчишка этот, серьезно относящийся к немодному нынче крестьянскому труду, становится против воли песчинкой очередной волны селянской эмиграции? Век назад ехали в Канаду, США, Южную Америку от безземелья, потом – по всему миру от ужасов Гражданской войны. Потом угоняли в рабство немцы, потом разносила по свету перестройка, потом несла и несет потери независимая Украина… Сколько этого еще будет? Ведь только за два последних десятилетия потеряли восемь миллионов сограждан. Сопоставимо с боевыми потерями Красной Армии в Великой Отечественной…
У завершающего свою каденцию парламента хватило ума (или нагнанного на слишком ретивых страху народного неповиновения?!) притормозить «земельную реформу», способную покончить одновременно и с украинским селом, и с продовольственной безопасностью державы. Только слабо верится, что это – все. Не успеют притихнуть осенью политические баталии, как опять за дело возьмутся те, для кого земля не столько кормилица, сколько объект бездумной, беспощадной, беззаконной спекуляции и предмет неограниченной наживы. Для них судьба не то что таких вот пацанов, а целого народа – разменная мелкая монета, что в пыль забвения уронить не жалко и не страшно.
Хорошо бы, во власть пришли другие. Те, кто смотрит на происходящее не только с целью набить собственный карман. Те, кто способен думать о будущем не с позиции «После нас - хоть потоп и вообще – трава не расти!» Выборы дают шанс. Демократический. Законный. Серьезный. Только вот используем ли его по назначению? Привлекут внимание хотя бы сельских избирателей те кандидаты, кто готов будет заключить четкий договор по серьезному земельному вопросу (был на Луганщине такой опыт десять лет назад!), или будет мелкотемно болтать: «Сделаю вам красиво – здесь нарисую корову, а здесь – кенгуру…» Какой газ в хатах, какие детсады с бассейнами, если поля уйдут в чужие руки?! Если за родной порог – как за чужую границу через частную вооруженную охрану?
Об этом с пареньком тоже поговорили. Жаль, по возрасту он еще не избиратель. И слово в свою защиту сказать может только опосредованно – через родню да друзей, кого допустят к урнам. Вот и получается, что приходится призывать Веру, Надежду и Любовь. Есть легенда, что на заре христианства трех сестер недруги всячески пытались заставить отказаться от своих убеждений. Но не отреклись они от принципов, что были дороже любых посулов и сильнее любого страха.
Поступали так, как учила их мать София, что значит «премудрость».
Владимир ЖИВАГА,
депутат Луганского областного Совета