«Плевать, я хуже знал времена…»
1-11-2012, 13:29Слушал радио - вспомнил старый анекдот про мужика, переключавшего в советские времена каналы телевизора из-за одинаковости программ «правильного понимания» и гебиста, грозившего с экрана кулаком:
-Я тебе покручу!
У нас единства взглядов нет. А вот взаимодополнение информации – присутствует. Одна станция дает песню Александра Розенбаума про эти самые плохие времена. Журналисты второй обсуждают уверенность жены президента, что голосовать стоит за то, чтобы хлебушек был. И что-нибудь приятное к хлебушку тоже. На третьей горюют спорят: хлеб в магазинах может подорожать?! Мол, выборы кончились, держать цену уже незачем – гуляй, кто смел! В одном разногласие: сразу на гривну придется платить больше или сначала на полтинник, а потом – как пойдет? Понятен и комментарий-стон хлебопеков: мука так вздорожала, что сил нет. Средств, естественно, тоже – практически из своих приходится доплачивать при такой-то рентабельности. Понятное дело, во всем виновато жадное крестьянство…
Ясно, что в таком деле, как борьба с проявлением недовольства населения (а кто ж будет радоваться, когда откровенно залезают в кармане?!) срочно нужно искать крайнего. Не обращая внимания на то, что здравый смысл и существующие формулы расчетов показывают, что при заявленных рубежах цены на печеный хлеб зерно в стране давно должно бы продаваться не менее, чем за три тысячи гривен тонна. Но кто ж такую цену даст? Ласково предлагают «любую половину», снисходительно смотря на попытки торговаться. Ну это уж как получится…
Во внимание не принимается, что это раньше стоимость муки (настоящего хлеба с поля) в выпеченном «произведении искусства» (или – «искусственном произведении»?!) составляла до 70 процентов. Сейчас за половину – это цена разных добавок, что здоровья не прибавляют, а производственные процессы и прибыль кое для кого удачно «оптимизируют».
Впрочем, все хитрости такого рода – тема отдельного разговора, в котором особое место может занять и новая теория от вездесущих ученых: ГМО и разного рода химические субстанции в продуктах – мировой заговор, имеющий целью «нарубить бабок», «накормив человечество». Путем резкого сокращения его численности. Еще немецкий философ Людвигу Фейербах полтора столетия назад сказал: «Человек есть то, что он ест». Тут раздолье медицине, генетикам, биологам…
А у нас же – процесс поиска крайнего и реакции на все это местной власти, которой в стороне никак не остаться. Не так богат наш народ, чтобы молча наблюдать за ценовыми сюрпризами. И так, по мнению экспертов, «украинцы разительно сократили свои расходы на питание…»: за минувшую пятилетку продажи сыров и сливочного масла упала на четверть, кисломолочных продуктов - на 11 процентов. На столько же снизилось потребление хлебобулочных изделий, хотя хлеб все равно занимает одно из главных мест в рационе. А вот дешевой водки потреблять стали на 20 процентов больше, пытаясь «залить» свои проблемы. Ежедневно (!) алкоголь убивает 40 украинцев, а за год каждый украинец выпивает 82 литра спиртного. Вывод все это считавших: растет уровень бедности – тех, кто тратит более 60 процентов семейного бюджета на питание. Это все тоже подсказало вездесущее радио – хоть не слушай!
Кстати, ведь совсем недавно ответственные люди в профильной аграрной комиссии областного совета, выслушивая доводы о необходимости возрождения регионального фонда продовольствия, способного хоть как-то смягчать ценовые катаклизмы для наиболее обездоленных слоев населения, пренебрежительно отмахивались от неудобных аргументов.
-Причин для беспокойства и роста цены на хлеб нет – урожай огромен! А кто будет шалить – так власть применим и запретим.
…А из радиодинамика опять льется: перед февральской революцией зерна в России было вполне достаточно. Крестьянин честно отработал – ни в голод, ни в смуту страну не толкал. Но в Петрограде по приказу градоначальства, в целях борьбы со спекуляциями, были введены предельно допустимые цены на хлеб. Черный (сейчас, считай, «социальный») не мог строить более 7,5 копеек за фунт. А выпекать его обходится дороже, чем белый. На две копейки.
Зима, холодно… От прилавка с булками и кексами отходит чистая публика. «Черная» за черным стоит в очередях. А тут еще очередной булочник вывешивает объявление «Хлеба сегодня не будет». Истерика-камень в витрину-кулак в полицейское ухо… И понеслось! Выходит, не злокозненные большевики, партия которых не имела еще силы, подняли Петроград на дыбы. А те, кто всегда был готов нажиться на ситуации, не особо думая о последствиях. По полной аполитичности или «от сильно большого ума»…
Какая теперь разница?
Владимир ЖИВАГА,
депутат областного совета