Снизу уже постучали
16-11-2012, 11:58Сегодня, по завершению парламентских выборов, фактор «Свободы» со счетов уже не сбросишь. Ни в коей мере не отношу себя к поклонникам этой политической силы, но считаю, что события последних недель заслуживают куда большего внимание и тщательности оценки, чем простое неприятие. Это пару месяцев назад она могла бы быть на уровне удивления, типа «каким может быть государственное признание для присягавших Гитлеру палачей и предателей из ОУН и УПА, готовых пустить «в расход» миллионы земляков, для того чтобы оставшимися было удобнее управлять?» Сгодилось бы - в нашем регионе точно! - и удивление «…что предлагает сама «Свобода»? Может быть, гуманизм? Толерантность? Уважение к личности? Нет. Всему противопоставляется пещерный нацизм, этнические чистки, смесь радикализма и самого черного мракобесия…»?! Но сегодня этого как-то маловато…
Да, жаль Германию, которая симпатизировала нехорошим идеям и поплатилась. Еще больше жаль наш народ и остальной мир, который настрадался от симпатизировавшей нехорошим идеям Германии. Но упрощает ли эта констатация нашу ситуацию и дает ли стопроцентную прививку? Как тут не вспомнить польского писателя-философа Станислава Ежи Леца: «Когда я думал, что достиг самого дна, снизу постучали». И «Свобода» сегодня – это не просто хулиганы, а вполне себе респектабельная парламентская партия, получившая в целом по стране голосов всего в три раза меньше, чем правящая партия и в два с половиной раза меньше, чем трубящая на весь мир о своей значимости оппозиция. И луганчане, надо это признавать, за эту самую «Свободу» голосовали. Нельзя сказать, чтобы истово, но и без особой брезгливости.
И им, оказывается, нет дела, что среди «тягнибоковцев», по констатации вполне респектабельной «Нью-Йорк таймс», есть откровенные неонацисты. А сам вождь крайне правых был уже лишен ранее мандата народного депутата за ненависть к москалям, немцами, евреями и «другой нечисти». Теперь у «Свободы» абсолютно позитивная программа: «Наши взгляды - это любовь»?! И ему верят?! Судя по рейтингам – еще и как. Надо полагать, «возлагая надежды».
И не говорите «безмозглые выродки-маргиналы». Социологические выкладки показали достаточно высокий уровень образования избирателя «Свободы». И возраст у «национально согласных» – средний. Не юноши, подверженные случайным эмоциям, а уже имеющие убеждения, основанные на личном опыте. Он, получается, плохо совмещается с бравыми речами о стабильности, грядущем рассвете и возможности пойти в Европу с гордо поднятой головой. Естественно, чтобы сесть уже за накрытый для нас стол.
Кстати, об Европе. Там ведь тоже практически повсеместный рост национализма? Это нынешний бренд, тренд, мейнстрим – как угодно и что угодно. Но это свидетельство, что очередной «призрак» бродит себе, ища возможность материализоваться. Ясно же, что «свободовцы» и это учитывают, не опасаясь осуждения, но полагаясь на поддержку «единоверцев» и их «чувство локтя». Их рассуждениями о морали не смутишь, а попытками перевоспитать не напугаешь. Идейный предшественник ведь сказал «Наша власть должна быть страшной…» - эти ребята от таких постулатов не отказываются.
Пугают ли такие перспективы тех, кто готов их поддерживать? Понимают ли они, что «свобода» - совсем не эквивалент действительной свободы? Похоже, что да. Но американцы практически с радостью отказались от множества гражданских и личных свобод в пользу борьбы с терроризмом, который, кстати, никуда от них и не ушел. Почему нашим согражданам не пойти на эксперимент, если взамен им посулят экономические перемены. У Гитлера же получилось. И «Пушки вместо масла!» объединили нацию. Как и для чего – разговор особый…
Возможно, «Свобода» получила большое поле для маневра и у нас на Луганщине. Избиратели не видят у нее груза ответственности за прошлые ошибки. «Тягнибокеры» - молодые, рьяные, хищные. И «будут рвать», стремясь к той своей революции, к которой открыто готовятся и от которой многим не поздоровится. Они открыто начинают борьбу за местное самоуправление, планируя создавать свои ячейки, группы и фракции где только возможно. И не сказать, что это невыполнимые планы.
Они постоянны - вчера говорили то же, что сегодня. Но вчера от них отмахивались – сегодня уже слушают и кивают. Они и завтра не сменят свою риторику. Но вот будут ли граждане вскидывать руки по команде в поддержку понравившейся риторике? У нас, как оказывается, неплохо относятся и к национализации, и к раскулачиванию по национальному признаку, и не прочь «посчитаться» с теми, кто разочаровал во власти и возле нее. Люди, как показывает история, любят примыкать к сильным и не слишком обремененным моралью…
Ясен пень, «надо что-то делать». И пора начинать думать не о том, как журить и оценивать свысока те явления, что нам не нравятся, а делать работу над ошибками. И принимать меры, чтобы не позволить «нацикам» расширять свою электоральную базу в регионе. Заниматься разного рода идеологическими заклинаниями и тоской по величию «красного флага» как такового – бесперспективно до бессмысленности. И времени много прошло с тех времен, когда все было бесспорно, и представители нынешней власти на разном уровне никак не могут определить свое к нему отношение полностью и искренне. Память есть. Но она скорее индивидуальная, чем определяющая общественное сознание.
Да и совершенно ясно, что ближайшие бои и местного, и национального значения (выборы-то не последние и к грядущим готовиться надо сейчас, учитывая, сколько сотен тысяч сторонников потеряно за последний год в Донбассе!) будут идти не в плоскости пересмотра отношения к итогам Великой Отечественной. Вопрос вопросов – экономика и отношение наших земляков к нормам своего повседневного бытия и тем, кто наделен властью. Той самой, которая должна рассматриваться как инструмент улучшения условий этого самого бытия. Люди ждут прямого и честного разговора и если не немедленных результатов, то хотя бы определенных перспектив. В том числе и отношения представителей всех ветвей местной власти к тем процессам, что инициируются в стране.
Как думаете, в чьи сторонники начнут записываться граждане, когда их осчастливят «налогом на дождь» (за использование ливневки, кто не знает) или налогом на имеющуюся жилплощадь? Да, державе деньги нужны. Но все неурядицы, которые ничего не дают миллионам семей, и так породили массовое недовольство. А что будет, когда начнут еще и отбирать?
Люди хотят видеть в местной власти не столько даже защитника от всех финансовых бурь, сколько партнера, способного оказывать необходимые услуги, протекцию в делах, способных служить обществу. Честного настолько, чтобы сказать: это могу и сделаю, а за это и браться не буду. Мы же собираем сессии областного совета, чтобы поговорить о бюджете. И стесняемся откровенно сказать, что он даже не бюджет проедания, а так - закуски. Но ведь не решаемся на откровенный и принципиальный разговор о будущем. Чего там, даже о настоящем не говорим. Тот же самый «земельный вопрос», в котором будущее и интересы сотен тысяч наших земляков, просто игнорируется. Сталин-то прав, «кричать о земле и о крестьянах легче, чем на деле передать землю крестьянам». В этот же ряд встает вопрос о кооперации, поддержке мелкотоварного сельхозпроизводителя, инновациях и инвестициях. Тех, что на деле, а не в кружавчиках слов.
Мы продолжаем вспоминать о былом индустриальном величии нашего края, но отводим глаза в сторону, когда речь только заходит о стремительном падении промышленного производства. Уже ясно, что заводы-гиганты перестают быть кормильцами. Но кто придет на их место? Экономисты говорят, что спасение в малом и среднем бизнесе? Но его-то кто спасет? Ясно же, что Киев не только не накормит, но и вообще кормить не собирается. Кто возьмет на себя ответственность за то, что будет (если не будет, простите, чудес!) на Луганщине через год-полтора? И на кого свалится ответственность за раззор, раздор и раздрай?
Можно сколько угодно возносить хвалу разным личностям и уверять, что все мы смотрим на них с надеждой. Но никакая личность не станет палочкой-выручалочкой для целой области, если не заработает система, способная производить, а не только распределять. Согласитесь, говорильня о том, как будет хорошо и величественно совсем-совсем скоро, надоела. Нужны пусть малые, но конкретные дела, которые станут опорой для веры. И ведь у нас такое было, когда работал «тандем Ефремов-Тихонов». И было время «Региона» с его социальными договорами, которые хоть и не дали всеобщего счастья, но хотя бы вешки добра на пути ставили.
Своим позерством и бездеятельностью, отсутствием активной позиции и смелости, чтобы ее заявить, невниманием к нуждам избирателя и нежеланием перемен, без которых не решить проблем региона, мы сами прокладываем дорогу фашистам и нацистам любого сорта. Мы отталкиваем своего избирателя от самой идеи пассионарности (нет же примеров истинного служения! «Молодая гвардия», конечно, мощный пример, но достаточный ли сегодня?) и подталкиваем минимум к пассивности и внутренней агрессивности. Чем не почва для «свобод»? Просто даже из желания перемен. Даже типа «Пусть гирше, но иньше». Не было бы поздно, когда спохватимся! У Гитлера тоже не все хотели маршировать под барабаны. Но были бы овцы – козлища, чтобы вести их на убой – найдутся!
Есть версия, что «Свободу», мол, в нашем регионе просто используют как пугало. Но не выйдет ли «пугательный» процесс из-под контроля, потому что к сегодняшним малым процентам уже откровенных сторонников «нового порядка» будут примыкать другие обиженные жизнью и властью, испуганные отсутствием перспективы и надежности в завтрашнем дне? В царстве слепых и одноглазый – король! Особенно при тотальном росте ненависти, и растущей готовности к экстремальным формам выяснения отношений.
Не брать на себя ответственность, точнее делать вид, что не берешь ее (ее уже по факту принадлежности к любой форме власти возложили!) – это, конечно, можно. До тех пор пока не начали спрашивать реальным, а не чиновничьим порядком. Тут отпиской не отделаешься и начальство закрыть глаза не умолишь. И ведь не скажешь, что «мандат доверия», например, навязывали, а во власть – тащили. Даже попытка «сдать лидеров», как уже делали некоторые при оранжевых, обречена. Потому как кончилось время боксирования «с тенью» общественного непонимания или политического соглашательства. Теперь в виде «Свободы» имеем партнера с вредными политическими привычками и большим аппетитом. И он не собирается баловаться спаррингом, а желает безжалостный бой по своим правилам. В котором намерен победить.
Гегель писал, что когда происходит конфликт формы с содержанием, то надо в срочном порядке поменять форму. Иначе начнет действовать второй закон диалектики: переход количественных изменений в качественные.
Только стоит ли этого ждать?
Владимир ЖИВАГА,
депутат областного совета