Кадастр как кадавр
25-01-2013, 12:41Если кто не знает, кадастр — это точный список-реестр, созданный для конкретного учета. Например, землепользователей, подлежащих налогообложению. Или самой землицы - главной ценности любого народа. Как тут без тщательнейшего контроля, что исключал бы не то что разбазаривание, но даже и попытку покушения на такое.
С 1 января и в Украине как важная составляющая земельной реформы официально заработала вполне официальная Национальная кадастровая система. Этого события ждали достаточно долго, вздыхая, что «без нее земельные вопросы не достаточно прозрачны». Теперь, вроде, любой гражданин получил свободный доступ к информации с сайта Госземагентства буквально в режиме онлайн.
Малость погордимся, что для такого удовольствия Украина вроде смогла провести аэрофотосъемку более 60 миллионов гектар своей территории, оснастить 672 районных отделений земельных ресурсов компьютерной техникой и системой ее защиты, разработать индексно-кадастровые карты по всей стране и даже построить основной и резервный центры обработки данных. В общем, было куда потратить 50 миллионов долларов, взятых у Всемирного банка.
Почему гордиться стоит недолго? Так специалисты едва ли не в голос уверяют: заявления чиновников Госагентства земельных ресурсов о больших успехах, использовании высоких технологий несколько преждевременны. И «огромный шаг навстречу цивилизованному обществу, который сделает прозрачной информацию о землях и положит конец злоупотреблениям, земельным махинациям и коррупции», как публично заявили чиновники, выходит откровенно неуверенным.
Некоторые из комментаторов, вообще уверяют, что кадастр был кое-как слеплен на основе бесплатного картографического сервиса и отсканированных советских карт. Может, услышав нечто такое, президент Виктор Янукович и заявил об откровенном саботаже проведения реформ и потере некоторыми всякой ответственности? Жалко, список некоторых публично не был представлен…
Куда например с «новой карты» делись днепровские острова под Киевом? Отчего изрядная часть 40 миллионов земельных участков, согласно данным кадастра, расположены в открытом море, за пределами страны, меньше или больше законного размера, "налазят" один на другой? Почему Алчевск именуется Коммунарском и по какой причине случились другие не менее эффектные безобразия?
В этой глобальности пусть разбираются те, кому по роду деятельности положено. Их задача бороться с различными злоупотреблениями. Есть мнение, что им удастся добиться результата быстро – уж больно промахи значительные.
Но как быть с «мелочами», в число которых подпадают участки рядовых граждан? Кадастр ведь должен был облегчить получение официальной информации о них. Тем самым помочь людям при защите своих прав на землю.
Любопытства ради изучил хорошо знакомую территорию одного из сельсоветов Луганщины. Как оказалось, кроме кадастровых номеров - информации никакой. Личные данные владельца засекречены и «доступ к этой базе будут иметь только ответственные чиновники». Кстати, почему на изображении территории изучаемого сельсовета нанесена только треть информации о земельных участках? Причем, о тех, с которыми «все понятно» - недавно были совершены какие-то действия. Ну вроде наследования, выделения в натуре. На что есть недавний документ! Об остальных информация откровенно отсутствуют или «не имеются в наличии обменные файлы». В чем разница, кстати?
Проявленное любопытство наткнулось на железобетонную аргументацию «ответственных за реформу» чиновников: не внесли в базу данных, потому что госакты у владельцев - старого образца. Ну или еще не успели. Или… Нельзя сказать, что узок ассортимент «отмазок»! Никто, естественно, не виноват, спрашивать не с кого, как будет все дальше – неизвестно. Эта ситуация, впрочем, не освобождает остальных от утрат, ответственности и, в нашем случае, поиска ответов на вопросы:
-Кто, в какие сроки и за чей счет будет менять базу, когда это все будет занесено на карту и будет ли доступ к информации кому все-таки принадлежит участок?
Ведь, согласитесь, совсем скоро массово могут возникать ситуации, когда гражданин станет утверждать, что это его кусок, а чиновники - обратное. Отгадайте с трех раз, чья будет «правда»? И хватит ли у нас судов и совести у судов, чтобы детально во всем разобраться? А денег на адвокатов и поездки по инстанциям у сельских стариков?
Как тут не предположить разгул наживы, обмана и произвола. Наш кадастр может породить истинного кадавра злобы, криминала и ненависти – гражданское противостояние, которое быстро вспомним, не сразу упокоим и долго не забудем свой страх перед ним.
Из всей этой путаницы резонно вытекает: с документами на право собственности придется все-таки тщательно разбираться. За чей счет – разговор особый. Но вот кто это будет делать, по какой схеме? И где гарантия, что в очередной раз не превратится все это и в фарс, и в хищение? Ответ могут дать только центральные органы власти, которые надо еще и стимулировать обратить внимание на ситуацию. Это вам не драка у парламентской трибуны – тут напряженно работать надо, а не синяки телеоператорам показывать.
Так будем ждать милости от столицы или сами постараемся обратить ее внимание на насущное? Председатель обгосадминистрации Владимир Пристюк совершенно прав, когда собирается «подвязать» для решения проблем области наших народных депутатов. Оставим в стороне нюанс, что, по хорошему, не губернатор должен был бы теребить владельцев «мандатов народного доверия», а они наперебой предлагать свои услуги родному краю. Лучше признаем: в таком деле не стоит мелочиться! И пора научиться разделять «хотелки» хотя бы на тактические и стратегические. И о куске хлеба насущного следует подумать прежде всего. Земля – она всему основа. И социально-политическое спокойствие, которое такого рода кадастрами-кадаврами может быть буквально взорвано в самое недалекое время, тоже немалого стоит. Если хоть немного думаем о будущем – срочно надо разбираться с правом собственности на землю, чтобы у крестьянина, по меткому выражению булгаковского профессора Преображенского, на руках оказалась «Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня…».
Далек от мысли, что только исполнительная ветвь власти должна «пошевеливаться», решая проблемы региона и удерживая Луганщину от экономических и социальных потрясений. Может, стоит депутатам советов всех уровней серьезно подумать о расширении возможности Луганщины быть своевременно услышанной?
Авось, что путное и выйдет…
Владимир ЖИВАГА,
депутат областного совета