Домашнее насилие: можно ли его избежать
25-08-2012, 17:42- Все! Больше никогда его не прощу, - Светлана утирает слезы. Ее сожитель сломал ей нос, отбил почки. Этот случай не первый. Три года назад он так же ее избивал. Простила. Думала, не повторится. Но увы… В этот раз побои стали сильнее.
- В советское время хоть на собраниях мужиков отчитывали, если на женщину руку поднял, - сокрушается мать Светланы Ольга Ивановна. – Им стыдно было. А сейчас? Эх…
Однако вскоре настроение самой Светы меняется. «Ой, а как же там Гена мой? Проголодался, небось! Надо пойти ему что-нибудь приготовить, - едва поднимаясь с кровати, говорит молодая женщина. Видно – простит опять. И факты совершения насилия наверняка повторятся снова.
- Домашнее насилие может быть следствием многих факторов, - говорит психолог Юлия Дегтярева. - Обычно оно действительно связано с тем, что у агрессора или жертвы негативный опыт в раннем детстве – при них кто-то проявлял агрессию по отношению к близким или они сами подвергались плохому обращению. В целом можно сказать, что в проблеме агрессии и предрасположенности к насилию лежат проблемы восприятия, самооценки и самоконтроля. То есть человек может неадекватно оценивать поведение себя, других и вступать в драку или защищаться там, где можно было бы без этого обойтись.
- Нередко многие ссылаются на менталитет. У славян бытует мнение «бьет – значит любит…
- Это неправда. Надо принимать во внимание, что люди подразумевают под любовью. Любовь – это забота о партнере, способность человека достигать цели при поддержке партнера. Любовь в большей степени отдает, чем получает. А оскорбления и унижения – это проявления чувства собственничества, ревности, разочарования в партнере, самоутверждение за его счет. Это значит, что один человек не ценит другого, он почему-то считает, что людей, которые дистанцированы, нужно уважать, а тот, кто рядом, все стерпит. Эти люди создают на публике благожелательный образ, а внутри семьи ведут себя как тираны. Такое поведение связано с внутренней самооценкой, а также с уровнем зрелости, ведь зрелый человек не считает, что ему все вокруг что-то должны. Обида и агрессия возникает в том случае, когда человек считает, что с ним поступают несправедливо, все кругом виноваты.
- У нас больше принято говорить о насилии над женщинами. Но ведь представительницы «слабого» пола сами зачастую проявляют насилие по отношению к партнеру, пусть и не физическое…
- Да, мужчины зачастую применяют силу физически. Но при этом масса женщин морально унижает своих партнеров! И я не могу сказать, что хуже. Да, ужасно, когда бьют, но не менее ужасно, когда близкий человек рассказывает тебе, что ты ничего не стоишь. Есть пословица «Назовите свинью свиньей – и она захрюкает».
Моральное насилие связано с наличием феминных черт, физическое - маскулинных. И четкого распределения между полами нет. Есть женщины, которые могут поднять руку на супруга, но существуют также и мужчины, которые критикуют женщин с утра до вечера.
- Может ли человек сам себе помочь, если над ним совершается насилие, либо ему обязательно нужна помощь психолога?
- Конечно, зависит от тяжести ситуации. В некоторых случаях не обойтись и без вмешательства милиции, помощи медперсонала и участия органов опеки, если речь идет о детях. В более распространенных - как правило, требуется помощь психолога: у жертвы слишком мало ресурсов, чтобы изменить ситуацию самостоятельно. Можно посоветовать изменить круг общения. Найти людей, которым вы будете интересны, которые смогут поднять вашу самооценку. Кроме того, необходимо снять акцент с самой ситуации, понизить ее значимость, отвлечься, заняться чем-то другим.
Сравните две ситуации. Первая. Муж бьет жену 2-3раза в неделю, когда напивается. Она терпит, плачет, обвиняет мужа, жалеет себя. Оправдывается: «Он – нормальный, когда не пьет».
Вторая. В первый раз, когда муж оскорбляет жену, она собирает вещи и говорит: «Если ты еще раз меня унизишь, я уйду. Я готова жить как угодно, работать на двух-трех работах, но не готова это терпеть издевательства самого близкого человека, ведь я достойна уважения хотя бы как твоя супруга».
В первом случае все продолжается в течение многих лет. Во втором есть два варианта развития событий: либо пара разводится, либо поведение агрессора меняется. Но при этом важно, что насилие прекращено на первой стадии. Таким образом, жертвой насилия можно стать в том случае, если ты сам принимаешь эту позицию. Нет принцев и принцесс, как в сказках. Те, кто терпят насилие, сами разрушают и свои семьи, и себя. Если агрессора не пытаться остановить, то будет еще хуже.
В семейной жизни конфликты - нормальное явление, если они достойно разрешаются. Но если конфликты направлены в одну сторону, сопровождаются унижениями и угрозами, то задача партнера – объяснить, что такое поведение неприемлемо. Если нет взаимного уважения и общих интересов – семья лишь номинальная. В то же время, спокойное предъявление справедливых требований и готовность вместе менять ситуацию обычно вызывает отклик у взбалмошного партнера, а не новый взрыв негативных эмоций.
Если супруг намеренно причиняет вам какой-либо вред, будь то физический или моральный, не стоит хотя бы жить с ним на одной территории, пока он продолжает так себя вести. Иначе вы подвергаете риску и себя, и детей. Ведь такую модель поведения они воспроизведут в будущем.
Эту мысль Юлии Дегтяревой подтвердил директор Алчевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Сергей Зуев:
- К большому сожалению, у нас психологическое насилие, особенно над детьми, считается нормой воспитания. Зачастую родители даже не осознают, когда кричат на ребенка, оскорбляют его, унижают, заставляют его что-либо делать помимо его воли, что совершают над ним насилие. «Как же он будет слушаться, если я его не буду ТАК воспитывать?» - недоумевают они.
Последствия этого проявятся позже, во взрослом возрасте. И неизвестно, будет ли человек осознавать, почему у него вдруг возникли проблемы. Многие люди даже не подозревают, что проблема имеет корни в далеком детстве.
- К нам в приемную обращаются женщины, которые страдают в своем домашнем очаге от унижений, оскорблений, угроз, побоев, лишения денег, воровства детей, - рассказывает социальный работник Луганской правозащитной детской приемной Светлана Тарабанова. - Этот список можно продолжать до бесконечности и все вышеперечисленное является насилием. Некоторые наши клиентки приходят с совершенно другими проблемами и в ходе консультаций приходится рассказывать им, что постоянные оскорбления или лишение средств к существованию - это тоже проблема, причем серьезная.
— Причины возникновения насилия глубоко корнями восходят к нашим традициям, - продолжает Светлана. - Об этом свидетельствуют даже поговорки: «Бьет, значит, любит» или «Гуртом можна й батька побити». Казалось бы, сейчас столько информационных кампаний против насилия, но традиции так глубоко сидят в нас, что приходится иногда годами работать, чтоб помочь жертве осознать, что надо с насилием бороться. Особенно ситуация осложняется в том случае, если в семье есть дети, которые также подвергаются насилию. Так тяжело разъяснить родителям, что избиение ребенка не есть действенным методом воспитания, а в подростковом возрасте это приводит порой к трагическим последствиям.
Другой причиной распространенности насилия в нашей стране, есть разочарование жертв насилия, в помощи со стороны государства. Зачастую, когда наши клиенты обращаются в правоохранительные органы, им даже отказывают в приеме заявлений, а если и принимают, сразу предупреждают, что это заведомо «отказной» материал, мол, это ваши внутрисемейные разборки. И это несмотря на существующий Закон Украины «О предупреждении насилия в семье» - нормативный документ, который дает законные основания государственным органам бороться с домашним насилием.
Кроме того, у нас в стране недостаточно специальных реабилитационные центров, где жертвы насилия могли бы скрыться от насильника и найти в себе силы для дальнейшего решения проблемы насилия в ее семье.
Самый действенный метод борьбы с насилием - это найти в себе силы и порвать отношения с человеком, который бьет, унижает, оскорбляет, не дает свободно уходить из дому, не разрешает работать и т.д.
Если Вы живете в Луганске или Луганской области, Вас постоянно оскорбляют, угрожают, унижают, не выпускают из дома, лишают денег, бьют – найдите в себе силы и позвоните нам:
(050) 623 58 46 - Луганская правозащитная детская приемная, Правозащитный центр «Поступ»
Алиса Макарова