В Луганске запрещено защищаться от нападающих если их родственники имеют отношение к МВД?
5-09-2012, 09:52«Самозащита - не преступление!» - с такими лозунгами общественные активисты в Луганске, Киеве и Симферополе потребовали от прокуратуры проведения повторного прозрачного и тщательного расследования уголовного дела в отношении студента из Нигерии Олаолу Сунками Феми, который осмелился защищать свою жизнь и жизнь своего товарища от нападения расистов.
В Луганске молодежь принесла прокурору области большой плакат, на котором содержалось обращение с требованием разобраться в ситуации, восстановить права Олаолу Феми и наказать всех должностных лиц, причастных к процессуальным нарушениям. Активисты таким образом выразили надежду, что наконец на их мнению обратят внимание. Но первой обратила внимание на подобную форму выражения гражданской позиции милиция - плакат с заявлением и подписями, прицепленный к стене прокуратуры, милиционеры сорвали, смяли и бросили в урну. Этим поступком, собственно, правоохранители высказали общее отношение представителей государства к общественному мнению. Руководитель управления поддержки гособвинения прокуратуры Луганской области Сабир Абашидзе объяснил официальную позицию: доказательств нападения по расистским мотивам со стороны потерпевших и процессуальных нарушений со стороны милиции не выявлено.
В Киеве местом сбора неравнодушных стало здание Генеральной прокуратуры Украины. Ранее сообщалось, что Генпрокурор вместе с Омбудсменом взяли дело Олаолу под личный контроль - но это ничего не изменило. Поэтому около тридцати активистов и активисток развернули перед входом в ГПУ транспарант на двух языках, требуя справедливости для заключенного. Пикетирование сопровождали выступления участников акции из разных инициатив, включая представителей нигерийской общины Киева. Было зачитано обращение к Генеральному прокурору, в котором протестующие требовали прозрачного расследования обстоятельств дела Олаолу Сунканми Феми; освобождения его из-под стражи до беспристрастного решения суда; и привлечения к ответственности тех, кто совершил нарушения на этапе следствия по делу . Обращение было принято представительницей отдела по приему обращений граждан, которая пообещала, что заявителям ответят в кратчайшие сроки. Протест освещали журналисты.
В Симферополе около 50 студентов собрались под стенами крымского медицинского университета, чтобы поддержать нигерийского студента. Они развернули баннер с призывом поддержать Олаолу Феми, и отметили, что студенты других регионов также следят за ходом дела и не могут оставаться равнодушными. Крымские студенты собрали уже 100 подписей под обращением на имя Генерального прокурора Украины Виктора Пшонки с требованием проведения повторного тщательного досудебного следствия.
Сразу по окончании акции луганские активисты отправились на судебное заседание по делу Олаолу. На суде присутствовали представители консульства Нигерии и нигерийской диаспоры в Украине. Около 30 человек смогли разместиться в зале, примерно столько же желающих - журналистов и небезразличных граждан - осталось за дверью. Несмотря на то, что Феми уже 10 месяцев находится в СИЗО, прошло лишь второе заседание коллегии судей. Одна из основных причин медленного хода дела - непредоставление своевременно профессионального переводчика с английского, что делает невозможным рассмотрение материалов дела. Да и тот переводчик, которого, в конце концов, нашла прокуратура, в очередной раз поразил всех присутствующих низким профессиональным уровнем. Перевод был не только неграмотный, но и не всегда содержательно соответствовал оригиналу, подсудимый не сразу мог понять, о чем речь. Было зачитано обвинительное заключение. Олаолу отметил, что англоязычная версия, которая предоставлялась ему для ознакомления еще до заседания, очень сложная для восприятия, содержит много грубых грамматических и содержательных ошибок. К допросу подсудимого в этот раз так и не перешли, поскольку переводчица ушла, ссылаясь на необходимость срочно посетить больницу. Все четверо пострадавших этот раз казались растерянными, без всяких объяснений отказывались общаться с прессой, пытались прятать лицо от камер, отвечали грубо и агрессивно, от комментариев воздержались.
Следующее судебное заседание состоится 12 сентября в 14:30.
Напомним, что Олаолу Феми были выдвинуты обвинения по статьям 115, ч.2 и 296 ч.4 Уголовного Кодекса Украины - покушение на умышленное убийство из хулиганских побуждений. По версии следствия, он осознанно, «из мотивов явного неуважения к обществу» совершил нападение с заранее подготовленным орудием преступления - разбитой стеклянной бутылкой. Иных, более понятных или объяснимых мотивов ночного нападения одного нигерийского студента на компанию местных молодых людей обвинение выдвинуть не смогло. Несмотря на то, что травмы, нанесенные нападавшим, признаны «лёгкими телесными повреждениями» и то, что их характер не может свидетельствовать о нападении, обвинение квалифицирует действия Феми как «завершенное» покушение на убийство, в связи с чем ему угрожает пожизненное тюремное заключение.
Как вспоминает Феми и его друг Эниола Судади, в ночь на 5 ноября 2011 года в подъезде многоквартирного дома, где арендовал квартиру другой нигерийский студент, они подверглись расово-мотивированному нападению пятерых молодых людей. Напавшие, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сначала оскорбляли нигерийцев, а после сбили с ног и принялись избивать. Эниола не смог поднялся с земли, а Феми, защищаясь, нанес нападающим несколько ударов горлышком разбитой стеклянной бутылки. В результате этого трое нападавших – Виталий Гаман, Дмитрий Леменчук и Артем Лобода - получили резаные раны рук, шеи и головы, а знакомая нападавших Ирина Пашкова, принимавшая участие в инциденте, получила ушибы лица и головы. На следующий день Олаолу Феми был задержан и по решению суда помещен под стражу в луганский следственный изолятор, где находится и по сей день.
По мнению правозащитников, следственными органами в процессе расследования был допущен ряд грубых нарушений. При том, что Олаолу Феми не владеет украинским и русским языками, следственные действия велись при отсутствии квалифицированного переводчика. В процессе досудебного следствия Феми не получал процессуальных документов по данному делу, переведенных на доступный для него язык. С переведенными на английский материалами обвинения он смог ознакомиться только после их передачи в суд.
Представители общественных организаций и защитники Олаолу Феми обращают внимание на предвзятое отношение органов следствия к подозреваемому и многочисленные нарушения его прав и процессуальных гарантий: непредоставление квалифицированного переводчика в ходе следственных действий и ознакомления с материалами следствия, сокрытие и игнорирование доказательств, игнорирование свидетельств в пользу Олаолу Феми, и тому подобное. Также есть основания предполагать, что имеет место сговор родственников нападавших с представителями органов следствия и умышленное искажение материалов дела.
Возмущенные произволом милиции и прокуратуры, общественные активисты обещают и дальше пристально наблюдать за тем, как будет развиваться ситуация, привлекать внимание СМИ, правительства, международного сообщества, проводить акции, чтобы восстановить справедливость и добиться освобождения из-под стражи настоящего пострадавшего и наказания преступников.