Дрантя, Веня Д'ркин, Александр Литвинов. Будущая звезда рок-н-ролла не планировал становиться музыкантом
19-08-2010, 10:32«Поколение дворников и сторожей»
Детство и школьные годы Александра прошли в Свердловске. Затем были учеба в Донецке, служба в армии в Павлограде, учеба в Луганске, почти десяток самых разных мест работы и профессий – от сторожа или художника-оформителя до школьного учителя физики…
И все эти годы – песни.
Сначала для близких друзей, с каждым годом – для все более широкого круга слушателей.
Первый официальный успех – в 1994 на фестивале «Оскольская лира», где Александр дебютирует под псевдонимом Веня Д'ркин и сразу же становится лауреатом.
В 1995 г. Александр получает Гран-при «Лиры», а в 1996-м выступает там уже в качестве почетного гостя. С 1996 года значительно расширяется и география выступлений Вени Д'ркина – многочисленные концерты в городах Восточной Украины, Москве, Подмосковье, Воронеже.
И везде его слушают, любят, ждут. Кассеты с записями песен передаются из рук в руки и путешествуют по всей Украине и России. Кажется – еще немного, и Александр станет по-настоящему известен и популярен – у тех, кто слушает и слышит его песни, нет ни малейших сомнений в гениальности автора.
Но все время что-то мешает: тяжелая экономическая ситуация, при которой нет возможности сосредоточиться только на музыкальной деятельности, потому что надо выживать материально, содержать семью; отсутствие «пробивных» качеств, хорошего менеджмента… И наконец тяжелая болезнь – в октябре 1997 г. в Луганском онкологическом диспансере Александру был поставлен диагноз «лимфогранулематоз», назначена химиотерапия.
Несмотря на прогрессирующее заболевание, Александр продолжает писать песни, изредка выступает с концертами, а в январе 1999 г. записывает на домашней аппаратуре у друзей в городе Антраците свой последний альбом – сказку «Тае Зори».
К лету 1999 г. состояние здоровья ухудшается, его перевозят в Москву, в Институт гематологии РАМН, где ставят уже другой диагноз — «лимфосаркома». Еще полтора месяца врачи продолжают бороться за жизнь Александра, но надежды на выздоровление уже нет.
21 августа 1999 года Александр Литвинов умирает в городе Королеве Московской области.
25 августа Поэт и Сказочник был похоронен на городском кладбище Свердловска Луганской области.
Концерты памяти – и в России, и в Америке
Прошло 11 лет, как не стало Вени Д'ркина.
Одно из неблагодарных свойств человеческой памяти – забывать. Даже тех, кого любил.
Это участь многих ушедших музыкантов, художников, артистов – уже через несколько лет о них помнят лишь близкие, друзья и немногочисленные верные поклонники.
Судьба Александра Литвинова совсем иная.
Число почитателей его творчества растет с каждым годом – сегодня имя Веня Д'ркина известно десяткам тысяч людей в самых разных городах и странах. Изданы и доступны в сети Интернет практически все его аудио- и видеозаписи.
Регулярно проводятся концерты памяти Александра Литвинова, где известные и не очень исполнители поют его песни.
География проведения таких концертов весьма обширна: конечно же, родная Луганщина – здесь традиционным уже стал фестиваль «Веничкина радуга», другие города Украины – Харьков, Киев, Донецк, Днепропетровск; более десятка российских городов – Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов, Екатеринбург, Тула, Казань, Архангельск и др.; и даже страны дальнего зарубежья – концерты памяти Вени Д'ркина были организованы его поклонниками в Америке, Израиле, Голландии.
А город Свердловск Луганской области уже давно известен тысячам людей как родина Александра Литвинова. Ценители его творчества из самых разных уголков Украины и России регулярно приезжают сюда – навестить его на городском кладбище, посидеть, помянуть, попеть песни. А еще – посмотреть своими глазами на город, где родился и вырос блестящий поэт и музыкант, пройти по тем же улицам, по которым ходил Александр, что-то почувствовать и понять.
Одноклассница
В Свердловске и сейчас живут родители Александра, Михаил Федорович и Майя Степановна Литвиновы, некоторые его друзья детства и одноклассники. Поклонникам Вени Д'ркина хорошо знакома черно-белая фотография со школьного выпускного, где он что-то поет и играет на гитаре красивой темноволосой девушке в белом платье.
Девушка эта – его соседка и одноклассница Валентина Гевла (в девичестве Гриб) – сейчас живет в Свердловске и поделилась с нами воспоминаниями о детстве и школьных годах Александра.
– Мы с Сашей были знакомы с детсадовского возраста, выросли в одном дворе, были соседями: он жил на втором этаже – там до сих пор живут его родители, я – на третьем, над их квартирой. Потом пошли в одну школу, в один класс. У нас с детства была компания со двора – все соседи, так же продолжали дружить и в школе.
С самого детства казалось, будто Саша старше всех нас на несколько лет – он всегда был серьезнее, глубже, рассудительнее.
– Валентина, известно, что Александр играл на гитаре и пел со школьных лет, могли ли вы тогда предположить, что он станет известным музыкантом?
– Да, он занимался музыкой с детства, хотя нигде этому не учился, играл и пел просто для себя. И получалось у него здорово. Когда мы учились в 7-м классе, он предложил организовать школьный ансамбль. В школе были музыкальные инструменты, плохонькая аппаратура – и мы начали репетировать. Я тогда училась в музыкальной школе и вошла в состав ансамбля – пела. Александр пел и играл на гитаре. Мы разучивали популярные в те годы песни – итальян-скую, советскую эстраду, выступали на всех школьных мероприятиях. На той фотографии с выпускного Саша готовится к выступлению – мы с ним исполняли песню Никитиных «Под музыку Вивальди», был очень ответственный и трогательный момент.
– Да, его поклонники и сейчас любят песни советских лет. Он часто пел их на своих концертах в 90-е, и было видно, что он прекрасно знаком с этим музыкальным жанром…
– А музыкантом в те годы становиться он не хотел. Это было слишком несерьезно. Мы, одноклассники, были обычными подростками, хотели развлекаться, бегать на дискотеки, а у Саши в старших классах уже была серьезная цель – он собирался поступать в Рижское высшее военно-политическое училище, где учился его старший брат Олег. Александр много занимался, готовился к поступлению, был очень силен в точных науках, любил физику и математику. Но все его планы нарушил несчастный случай – уже в конце школы, на уроке физкультуры, он травмировал ногу. Экзамены в училище он сдал хорошо, но его не приняли по состоянию здоровья.
И, мне кажется, это событие сильно изменило его жизнь. Он никогда не жаловался даже нам, близким друзьям, но было видно, как переживал – была перечеркнута его мечта, он надолго ушел в себя, стал более замкнутым. С сентября пошел учиться в Донецкий политехнический, но уже без особого энтузиазма.
– Многие люди, знакомые с Александром, говорят о его не-обыкновенном обаянии, или как сейчас принято говорить, харизматичности. Это качество проявлялось уже в школьные годы?
– Я уже говорила, что Саша всегда отличался от большинства своих сверстников. Казалось, что он знает что-то такое, чего не знаем мы. Мы все тогда много читали, разговаривали, спорили. И всегда с большим уважением и интересом относились к мнению Саши, к его суждениям. Он действительно притягивал к себе людей. С ним всегда было интересно. Я благодарна судьбе, что мои школьные годы прошли рядом с ним…
Можно сказать, что он был лидером, но он никогда не навязывал никому свою точку зрения, никого не подавлял, был очень мягким и спокойным человеком. Просто его все любили – за его обаяние, ум, открытость, талант.
– После школы большинство Сашиных друзей-одноклассников разъехались по разным городам, вы много лет не виделись. А вы удивились, когда узнали, что он стал известным музыкантом?
– Нет, я не удивилась. Потому что, мне кажется, что в любой сфере деятельности, за которую бы взялся Саша, он добился бы успеха. Если бы он стал физиком-ядерщиком – он стал бы знаменитым ученым, стал бы рисовать – был бы известным художником.
Так получилось и с музыкой. Он начал писать песни еще в школе, тогда, конечно, это были почти детские, шутливые или романтические песенки, но всегда чувствовался талант, способность творить, импровизировать.
Многие не понимали его выбора стать музыкантом – это было не престижно, не приносило дохода, да и вообще, у Саши были совсем другие планы и мечты.
Но сложилось, как сложилось… Наверное, такая судьба нередка для гениальных людей.
Валерия ВАСЕНЁВА