Луганская "бизнес-вумен" уничтожила уникальную историческую железную дорогу в Закарпатье
21-06-2011, 12:56В начале июня усилиями луганской фирмы начат демонтаж полотна известной во всей Украине и части Европы Боржавской узкоколейки.
После историчного служения Закарпатью «изюминку» края собирались продать на металлолом или использовать для обустройства одной из шахт на Луганщине.
Боржавская железная дорога - одна из древнейших узкоколеек Закарпатье и известна под первоначальной названием «Хозяйственная железная Боржавской долины». Сразу после создания она вошла в состав объединенной конторы железнодорожных дорог местного значения в Будапеште. Такие узкоколейки строились, в основном, для вывоза древесины из труднодоступных горных районов Закарпатья, а уже потом - для нужд пассажиров. 23 декабря 1908 дорога на отрезке Берегово - Длинное в присутствии министра торговли Венгрии была официально сдана в эксплуатацию.
К продаже исторического мини-поезда причастно отделение Фонда государственного имущества Украины в Закарпатской области. Именно эта организация выставила на аукцион 15 километров узкоколейки, от села Приборжавское к Кушници Иршавского района, без согласия территориальных общин. Сейчас уже демонтировано почти три километра. Покупателем оказалась некая Анна Светличная из Луганска (эта же женщина причастна к демонтажу и Усть-Чернянской узкоколейки, что в Тячевском районе Закарпатья). Как указано в ее договоре купли-продажи № 398 от 13 мая, этот отрезок Боржавской узкоколейки оценили в 410 743 гривни.
Как сообщает "Высокий замок" В Иршавском районе Боржавской узкоколейкой занимается общественная организация «Боржавская инициатива». «Эта железная дорога, - рассказал руководитель организации Денис Добра, - была не только средством передвижения, но и выполняла функции водорегулирования во время паводков. Кроме того она является объектом, способным привлекать тысячи туристов. Другое дело, что наши инициативы и сама узкоколейка никогда не интересовала таких губернаторов Закарпатья, как Иван Резак, Виктор Балога и Олег Гаваши. Хотя этим мини-поездом пользовалось до 500 человек из отдаленных и ближних сел. Такие перевозки не всегда были рентабельны, но выполняли в двух районах Закарпатья функцию социального транспорта».
Председатель Иршавской РГА Виктор Феер заявил, что не допустит вывоз полотна узкоколейки из района. Он рассказал, что Боржавскую узкоколейку Фонд госимущества в Закарпатской области выставил на аукцион согласно единоличному решению руководителя Иршавской РГА (в 2008 году) Максима Хохлова. Причем сессия Иршавского райсовета выступила против такого решения - за сохранение этого памятника. Нет и соответствующего решения Довжанского сельсовета и соответствующих органов нынешней РГА. «Если взять только материал с проложенной дороги на упомянутом отрезке, добавить еще 200 штук демонтированных рельс пути, каждый из которых по 9 метров, то, очевидно, надо говорить о сумме с шестью нулями, а не о 400 тысячах гривень, - анализирует Виктор Феер . - Этим вопросом по нашей инициативе занимаются правоохранительные органы. Мы подготовили ряд обращений к руководству области и государства, а самое главное - заблокировали вывоз за пределы района и области »...
По словам местных правоохранителей, все демонтированное пытались вывезти за пределы области. Благодаря своевременному реагированию удалось задержали два грузовика, которые сейчас находятся на территории Довжанаського лесокомбината. Областная прокуратура изучает достоверность документов по узкоколейки, которые и стали основанием для продажи чудо-железной дороги.