Александр Ефремов: «В доходах местного бюджета собственные расходы на самоуправление составляют всего лишь 15%»
11-09-2007, 21:19
На сегодняшней пресс-конференции, традиционно проходившей в пресс-центре Партии регионов в киноцентре «Зоряный», приняли участие народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов, и генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий, кандидат в народные депутаты от ПР Ирина Акимова.
Они рассказали о видении регионалами реформы местного самоуправления и жилищно-коммунального хозяйства. В своем вступительном слове Александр Ефремов, в частности, сказал:
- Мы считаем, что многие проблемы, которые есть сегодня в государстве, связаны с тем, что в центре происходит чрезмерная концентрация властных и финансовых полномочий, а регионы продолжают, несмотря на многократные и многолетние заявления политиков, жить по остаточному принципу.
Мы видим, что в государственном бюджете если исключить только 2005 год, когда правительство Тимошенко практически ликвидировало все возможности для развития местного самоуправления, в марте изменив бюджет, то линия динамики показывает вроде как достаточно благополучную картину. Около 46% объемов финансирования приходится именно на местные бюджеты.
Но эта видимость внешнего благополучия сразу исчезает, стоит лишь более глубоко изучить суть данного вопроса. И картина тогда вырисовывается следующая. В доходах местного бюджета собственные расходы на самоуправление составляют всего лишь 15%, а 85% - это трансферты для перечисления налогов, которые распределяются через государственный бюджет.
Местные сборы составляют менее одного процента. Если мы посмотрим соотношение средств местных бюджетов на развитие в 2007 году, то получится, что из 51,7 миллиарда, которые направлены в рамках госсубвенций и программ в местные бюджеты, на развитие непосредственно местных советов направляется всего 1,7 миллиарда гривен или, если быть совсем точным, один миллиард 787 миллионов гривен. А все остальное идет на защищенные статьи.
Фактически у нас местные советы превращены в кассы по выдаче заработной платы и по расчетам за энергоносители. В то же время свыше 10 миллиардов распределяется через государственный бюджет по субвенциям и программам, которые заложены в государственные бюджеты, и которые направляются по территориям.
Мало того, что сегодня руководитель поселка, города, или региона вынужден согласовывать каждую строчку по этому бюджету, приезжая сюда, в Киев. Вы прекрасно понимаете, что эта составляющая может носить еще и коррупционный характер, от чего, мы считаем, надо избавляться.
В связи с этим мы приходим к мнению, что на сегодня на территориях нет реальных полномочий, так как 85% расходов местных бюджетов диктуется из центра. Нет стимула работать лучше, потому что из 690 бюджетов областного, районного и городского уровня 648 бюджетов - дотационные. Вдумайтесь только в эту цифру! 94% бюджетов у нас в Украине дотационные.
Это говорит о том, что практически все ресурсы собираются в государственный бюджет, а затем из Киева распределяются по территориям. Причем, делается это, исходя не из того, как работает та или иная территория, а как, собственно, диктуют чиновники, которые принимают решения непосредственно здесь, в центре.
Они рассказали о видении регионалами реформы местного самоуправления и жилищно-коммунального хозяйства. В своем вступительном слове Александр Ефремов, в частности, сказал:
- Мы считаем, что многие проблемы, которые есть сегодня в государстве, связаны с тем, что в центре происходит чрезмерная концентрация властных и финансовых полномочий, а регионы продолжают, несмотря на многократные и многолетние заявления политиков, жить по остаточному принципу.
Мы видим, что в государственном бюджете если исключить только 2005 год, когда правительство Тимошенко практически ликвидировало все возможности для развития местного самоуправления, в марте изменив бюджет, то линия динамики показывает вроде как достаточно благополучную картину. Около 46% объемов финансирования приходится именно на местные бюджеты.
Но эта видимость внешнего благополучия сразу исчезает, стоит лишь более глубоко изучить суть данного вопроса. И картина тогда вырисовывается следующая. В доходах местного бюджета собственные расходы на самоуправление составляют всего лишь 15%, а 85% - это трансферты для перечисления налогов, которые распределяются через государственный бюджет.
Местные сборы составляют менее одного процента. Если мы посмотрим соотношение средств местных бюджетов на развитие в 2007 году, то получится, что из 51,7 миллиарда, которые направлены в рамках госсубвенций и программ в местные бюджеты, на развитие непосредственно местных советов направляется всего 1,7 миллиарда гривен или, если быть совсем точным, один миллиард 787 миллионов гривен. А все остальное идет на защищенные статьи.
Фактически у нас местные советы превращены в кассы по выдаче заработной платы и по расчетам за энергоносители. В то же время свыше 10 миллиардов распределяется через государственный бюджет по субвенциям и программам, которые заложены в государственные бюджеты, и которые направляются по территориям.
Мало того, что сегодня руководитель поселка, города, или региона вынужден согласовывать каждую строчку по этому бюджету, приезжая сюда, в Киев. Вы прекрасно понимаете, что эта составляющая может носить еще и коррупционный характер, от чего, мы считаем, надо избавляться.
В связи с этим мы приходим к мнению, что на сегодня на территориях нет реальных полномочий, так как 85% расходов местных бюджетов диктуется из центра. Нет стимула работать лучше, потому что из 690 бюджетов областного, районного и городского уровня 648 бюджетов - дотационные. Вдумайтесь только в эту цифру! 94% бюджетов у нас в Украине дотационные.
Это говорит о том, что практически все ресурсы собираются в государственный бюджет, а затем из Киева распределяются по территориям. Причем, делается это, исходя не из того, как работает та или иная территория, а как, собственно, диктуют чиновники, которые принимают решения непосредственно здесь, в центре.