В луганскую объездную дорогу "закопали" 500 миллионов бюджетных гривень, но никто по ней не ездит?
7-09-2011, 16:38Объездную дорогу луганский «бомонд» открывал два раза. В 2009-м торжества состоялись в присутствии тогдашней премьерши Юлии Тимошенко. Год спустя «отцы» города переплюнули самих себя, заманив на торжества все по тому же поводу самого Виктора Федоровича! При этом годы Юлиного премьерства приказано было считать упущенными для строительства объездной по причине отсутствия державного ее финансирования. Но оказалось, что даже явления Януковича недостаточно, дабы героически завершить сию историю
Полной грудью
Когда, сразу же по отъезду Президента из Луганска, было сообщено, что дорогу снова перекрыли «для устранения незначительных недоделок», луганчане сочли это всего лишь поводом для незлобивых шуток. К тому же скоро автомобилисты-смельчаки подтвердили: по дороге можно безостановочно промчать на полной скорости в промежутке между селами Роскошное и Хрящеватое: «Дорога – скатертью!..»
Тем большим было наше недоумение, когда на днях от автомобилистов «южных» кварталов и прилегающих территорий стали поступать жалобы: в будни по утрам невозможно проехать в центр города. Из-за того, что по «старой объездной» (через кв. Щербакова, путепровод на 5-м километре и ул. Краснодонской) в это время обязательно бредут неспешные караваны тяжеловесных фур. Для которых, собственно, объездная дорога и строилась. Редакция «МГ» увидела в этом некую загадку, разгадать которую мы попробовали опытным путем. А именно: проехали в минувшую субботу сначала по новой объездной (она же – трасса государственного значения М04), начиная от развязки по ул. Артемовской (возле областной ГАИ) и до вышеупомянутого Хрящеватого.
Трудно сказать, кому следует возносить большую хвалу – оклеветанной Юлии Владимировне или ныне благоденствующему Виктору Федоровичу, но ездить по этой дороге, начиная от оврага напротив квартала Мирный и до самого рукотворного холма, в который она упирается, едва вынырнув из-под моста на краснодонской трассе, – райское наслаждение. Главным образом потому, что на ней практически не встречаются автомобили, тем более – большегрузные. Но и качество покрытия впечатляет, и разметка, и ограждения. Да и ландшафт по обе стороны трассы если не совсем горный, то близкий к нему.
Новая объездная — великолепна. И свободна от большегрузных фур
Отметив по спидометру, что этот путь имеет протяженность 29 км 600 м, мы отправились к «истоку» нашей дороги по «старой объездной», свернув с Оборонной на Краснодонскую и далее через город – Павловская, кольцо кв. Гаевого и до самого областного УГАИ.
Фуры (не говоря уже о других тяжеловесах) стали нам попадаться, едва мы въехали в городские пределы. Судя по номерам, это были автопутники едва ли не из всех областей нашей достаточно обширной родины: Хмельницкой, Киевской, Днепропетровской, Харьковской, Волынской.
Понятно, Донецкой. Удивительно, но довольно часто попадались «тяжеловесы» с крымскими номерами. Вот что совсем не удивляло, так это смрад от обильных выхлопов, коими приходилось дышать все 17 км 300 м обратного пути.
Для чистоты эксперимента (и фиксации результатов) остановились у поворота на эту самую новую трассу М04, вооружившись фотоаппаратами. Справедливости ради надо сказать, одна фура направо все же повернула, да и та – с луганскими номерами. Но в тот же промежуток времени мимо пронеслось где-то с десяток автомобильных «монстров». Плюс примерно такое же количество промчалось в сторону Алчевска по улице Линева. То есть ехали они из города, оставив его жителям изрядные порции угара. Так что дышите полной грудью, дорогие товарищи.
Даже с учетом выходного дня и того обстоятельства, что не каждой фуре нужно было проходить Луганск транзитом, пропорция складывалась явно не в пользу новенькой трассы государственного значения. Собственно, обнаруженное нами соотношение и пропорцией-то можно назвать исключительно из вежливости. Но это только подтверждение удивительного факта. А где же его разгадка?
С точки зрения исторического материализма
Почти напротив места нашего дежурства дежурил подвижной пост ДПС. Поинтересовались мнением на заданную тему работников жезла и свистка. По их версии, отчасти подтвержденной нашим пробегом, хозяева фур прокладывают маршрут так, чтобы он был по возможности короче. Как мы установили, путь через город короче на 12 км. С учетом того, что машинам, скорее всего, приходится возвращаться те же путем (Луганск на карте автодорог – практически в тупике), разница возрастает до 24 км. Солидно. К тому же, заметил офицер, сегодня на машины устанавливают навигаторы GPS, и диспетчеры в любую минуты могут отследить, не уклоняется ли водитель от маршрута. Вот они и прут через город.
Поворот на объездную фуры успешно игнорируют
Объяснение, на первый взгляд, основательное. На второй – не очень. В городе – светофоры; в городе полно своих автомобилистов. Скорость снижается с 80-90 км/час до 25-30. Да и на топливе много не сэкономишь: когда мотор работает не в оптимальном для него режиме, а на скачущих оборотах (разгон-торможение) – расход заметно увеличивается.
Опять же, причем тут соображения владельцев фур, если объездная дорога строилась именно для того, чтобы они (фуры) на городских улицах свирепствовали как можно реже?
Классики марксизма-ленинизма рекомендовали подходить к разрешению любых научных проблем с меркою историзма. Как люди старой научной закалки, мы решили последовать их рекомендации и окинуть взором героическую историю легендарной уже дороги. Весь ход наших мыслей мы здесь излагать не станем; ограничимся отдельными яркими эпизодами. Итак.
В апреле 2007-го сайт Луганского городского совета впервые изложил конкретное мнение первого заместителя мэра Манолиса Пилавова: «Дорога станет продолжением трассы Киев – Луганск – Изварино, т.е. коридором для пропуска междугородного и грузового транспорта», – сообщил Манолис Васильевич. И подчеркнул: «Объездная дорога просто необходима Луганску и в первую очередь для обеспечения экологической безопасности города». Золотые слова (с нашим курсивом)! В том же сообщении главный инженер компании-генподрядчика строительства «ДорСтройТехнология» Михаил Пищак назвал основные параметры объекта, самым интересным из коих нам показалась названная Пищаком стоимость строительства – 250 млн грн. Было обещано в перспективе продлить объездную до поселка Станично-Луганское.
Прошлой осенью на том же сайте горсовета позиция руководства областного центра была подтверждена не менее однозначно: «Для Луганска эта дорога – стратегически важный объект, потому что ввод ее в эксплуатацию позволит уменьшить количество автотранспорта в городе, что способствует улучшению экологической ситуации. Кроме того, от транзитного грузового автотранспорта серьезно страдает качество дорожного полотна. Только за минувшее лето (2010 г. – «МГ») из-за высокой температуры воздуха и грузового транспорта асфальт поплыл практически на всех центральных улицах города. Открытие объездного пути позволит разгрузить автомагистрали областного центра от тяжелогруженых автомобилей».
Второе официальное открытие дороги случилось 3 ноября прошлого года. Причем сам Виктор Федорович и сообщил, что строительство этого участка дороги обошлось казне в 502 млн грн. «Знаю, что государство не полностью рассчиталось с подрядчиком за комплекс выполненных работ, – заявил высокий гость. – Но обещаю, что до конца года мы выполним свои обязательства. Я это проконтролирую».
Барьерное ограждение
Проконтролировал ли президент исполнение собственного обещания, сказать не умеем. Как и о том, все ли потребные документы были подписаны и скреплены гербовыми печатями.
К вопросу о суммах. Если верить Укрстату, годовая инфляция в стране последние несколько лет колебалась где-то в районе 10%. А строительство дороги за три года подорожало более чем на 100%. Получается, в годовом исчислении инфляция, как минимум, в данной отрасли народного хозяйства превышала 30%. Ушлые луганские парни всегда найдут способ посрамить главное статистическое ведомство страны! Причем надо отметить, в полной мере этот талант проявился как раз у нынешней «команды профессионалов», засевших по ул. Коцюбинского, 14. Начинали они довольно сдержанно, со школы в Александровске, опыта набирались на «реконструкции» детского сада №41. Настоящее мастерство показали на 7-й больнице, когда на протяжении полутора лет стоимость восстановительных работ и сроки их окончания увеличились чуть ли не вдвое. Надо думать, Объездная – из того же героического ряда.
Интересно, что дорогу после открытия довольно долго не патрулировала ГАИ. Как объяснял тогда журналистам начальник отдела организации дорожного движения УГАИ в Луганской области Владимир Збраилов, чтобы взять трассу государственного значения под контроль – нужен приказ из Департамента ГАИ: «Порядок сдачи – по окончании всех работ, то есть установки в полном объеме по проектному решению, которое согласовано Департаментом ГАИ Украины, устанавливаются все знаки, нанесется разметка, барьерное ограждение установим»…
Патрулирует ли ГАИ трассу М04 сейчас?
– Представитель управления гос-автоинспекции МВД (раньше оно называлось департаментом) приезжал в Луганск, – рассказала «МГ» Оксана Кириченко, офицер пресс-службы областного управления ГАИ. – Все необходимые документы были подписаны. Разметка на дороге, как вы видели, нанесена, барьерное ограждение – на месте. Участок дороги от начала в районе Юбилейного и до южных кварталов – зона ответственности городской ГАИ, а от границы города до краснодонской трассы патрулирует рота дорожно-патрульной службы по обслуживанию дорог государственного значения. Тем не менее на «старой объездной» — не протолкнешься
Придумаем метод?
Что ж, уже хорошо. Значит, именно сюда с полным основанием нужно направлять транзитный транспорт. Тем более раз дорога государственного значения. Правда, с информационными щитами о направлении, как нам показалось, – напряженка: у начала новой объездной мы не заметили указания, что на Краснодон и Изварино – направо, а никак не прямо. Не потому ли прут через «старую объездную» большегрузы?
В луганском предприятии «Светофор», которое занимается установкой дорожных знаков, нас заверили, что это мы просто так неудачно попали. Указатели сняли совсем недавно и скоро повесят обратно.
– Да, на въездах со стороны Алчевска и Старобельска мы сняли щиты дней 10 назад для корректировки, – сообщил директор «Светофора» Юрий Романко. – Как раз уточнить направления мы и собираемся. Всего там 12 информационных стендов, 4 из них мы подкорректировали, не снимая,
4 сняли. Вернуть на место рассчитываем до Дня города, где-то к четвергу.
Пробки из-за длинномерных фур на Павловской и по всей «старой объездной» возникли никак не 10 дней назад, говорят луганские автомобилисты. Так, может быть, ограничить движение грузового транспорта по городу? Распространить понятие «центра» и на такие улицы, как Павловская, Краснодонская?
Впрочем, это уже не к «Светофору» вопрос, а к госавтоинспекции.
– Мы сейчас разработали и подали в горсовет новую схему движения транспорта, – говорит старший инженер организации дорожного движения ГАИ г. Луганска Валерий Коренев. – Мы предлагаем расширить зоны, запрещенные для движения грузового транспорта по Советской, начиная от кольца кв. Гаевого, и по Оборонной до автовокзала. Но вы же понимаете, что грузовому транспорту все равно нужно будет ехать, например, на склады на Лутугинской. Так что полностью избавить «старую объездную» от фур таким образом не получится.
И все же нам кажется, можно было бы подойти к проблеме более радикально. Поставить, например, запрещающий знак сразу после поворота на трассу М04. И сразу за ним – пост ГАИ. И пусть себе водители фур предъявляют инспекторам путевые листы. Транзитный? – Нарушитель! Извольте уплатить штраф.
А то ведь правда интересно получается: полмиллиарда из бюджета угрохали для этих большегрузов – а в городе по-прежнему не протолкнешься.
Алексей РОЗУМНЫЙ