В центре Луганска многоэтажный дом треснул пополам
21-09-2011, 17:07… В последние годы Луганск гремит на всю страну дичайшими катастрофами, в которых уже погибли десятки людей. Во всех этих случаях власть предержащим удалось выползти из-под руин и пепелищ «белыми и пушистыми», найдя стрелочников. Сейчас под угрозой – жизни людей еще одного жилого дома, по улице Т. Шевченко, 29.
Трещина идет прямо посредине подъезда, и ширина ее растет на глазах. Вместо того чтобы срочно отселять людей, мэрия строчит идиотские письма. Их цель понятна – когда дом рухнет, тот же заместитель мэра Манолис Пилавов получит право «промурчать»: «Город к этому зданию отношения не имел»
«Отселение» собственными силами
У дома стоит аварийная газовая машина с будкой. На лестнице работник возится с трубой.
– Вас жильцы вызвали? – спрашиваю у старшего.
– Меня начальство прислало, – отвечает суровый мужчина с бородой. – А жильцов в этом доме, считай, и нету уже. Их отселили всех. Из этого подъезда – так точно.
Газ на случай обвала дома уже отключили. Об отселении людей речи не идет
Возле соседнего подъезда курит на скамейке мужчина, по виду вроде местный. Уточняем у него, всех ли отселили.
– Что значит «отселили»? Кто «отселил»? Сами люди разбежались, – говорит Николай Тучин.
Николай Иванович живет в третьем подъезде, «безопасном».
– В этом подъезде уже никого практически не осталось. На первом этаже парикмахерская была – съехала, еще какая-то фирма была – тоже сбежали. Из жильцов осталась только одна семья, которой деваться некуда. Хотите, давайте проведу вас по подъезду.
Маяки со свежими датами уже разорваны растущей трещиной
Признаться, первые сообщения в прессе о том, что люди отправляют своих детей жить к родственникам, опасаясь обвала, мы приняли за фигуру речи. Но на площадке четвертого этажа мне захотелось покинуть подъезд поскорее. На трещины в стенах наклеены полоски бумаги – маяки. Даты на бумажках свежие, но все они разорваны: трещины расширяются каждый день.
– Смотрите, в эту трещину скоро воробьи смогут залетать, – показывает Николай Тучин.
На лестнице встретили жильцов, которые пришли забрать кое-какие вещи из оставленной до лучших времен квартиры.
– Все началось где-то месяца полтора назад, после дождей, – вспоминает Евгений Корнеев. – У нас первой стала беспокоиться кошка. Стала драть обои, а потом оказалось, что в этом месте под ними проходит трещина. У наших соседей кошки тоже беспокойно себя вели.
О причинах внезапной просадки дома жильцы могут только догадываться. По их версии, дом проседает из-за того, что у него подмыт фундамент:
– Мы с мужиками в подвале прокопали небольшой шурф, – рассказывает Николай Иванович. – Где-то на метровой глубине начинается мокрый грунт.
Люди говорят, что в дом наведывались представители Луганского филиала НИИ строительных конструкций, но исследования стоят дорого, и за них кто-то должен заплатить. А дом – практически бесхозный.
Бесхозным в полном смысле слова этот дом, конечно, не назовешь. Раньше его обслуживал завод коленчатых валов. Предприятие было приватизировано и сейчас находится на финальной стадии процедуры банкротства.
– В 90-х годах был сформирован уставной капитал предприятия, а жилой фонд, в соответствии с законом, в него не вошел, но остался на балансе предприятия как объект государственной собственности, – поведала «МГ» начальник Луганского регионального отделения Фонда госимущества Ирина Хорошевская. – Фонд принял управленческое решение о передаче жилья, а это 5 домов, в коммунальную собственность. И процесс передачи длится уже 10 лет, хотя решение о принятии этих домов в коммунальную собственность исполком Луганского горсовета принял еще в 2001 году решением №29/9 от 29.11.2001 г.
Дело сдвинулось было с мертвой точки в прошлом году. Незадолго до местных выборов городские власти создали наконец комиссию по приему дома 29 по ул. Тараса Шевченко в коммунальную собственность. Но после выборов процесс снова застопорился. Формальной причиной оказались изменения в составе комиссии – в новом составе она так и не была создана. Во всяком случае, региональное отделение ФГИ об этом никаких известий не получало.
Трещина идет прямо посередине подъезда
Дом ветхий, и чиновники рассудили, видимо, что им эта головная боль ни к чему. Они потребовали, чтобы дом перед передачей городу привели в порядок или выделили финансовое сопровождение. Такая процедура действительно предусмотрена. Но только не в тех случаях, когда речь идет о «социалке» предприятия-банкрота.
А завод коленчатых валов – ликвидируется. По сути, жилье – это все, что на сегодня осталось от заводского имущества.
– По Закону Украины «О банкротстве» жилой фонд ликвидируемого предприятия передается в коммунальную собственность без дополнительных условий, – подчеркнула Ирина Хорошевская. – И сейчас мы подали в суд иск о понуждении Луганского горсовета принять эти дома.
Добавим, что часть 1 статьи 26 Закона «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом» (так именуется Закон «О банкротстве» в действующей редакции) предписывает территориальной громаде не только принять жилье «без додаткових умов», но и финансировать в установленном порядке.
А в мэрии этого делать не хотят. Вроде как «экономят деньги громады». Под это были придуманы и основания.
– Письмо дичайшего содержания мы получили от первого заместителя луганского городского головы Манолиса Пилавова, – возмущается Ирина Хорошевская. – По его мысли, аварийный дом 29 по ул. Т.Шевченко перестал быть государственной собственностью, поскольку квартиры в нем приватизированы. Это абсолютно никак не стыкуется с нормами действующего законодательства.
В письме от 17 марта господин Пилавов «промурчал», что после принятия дома в коммунальную собственность владельцы приватизированных помещений якобы будут лишены прав на свое имущество.
Такие аргументы от городского чиновника просто ставят в тупик. Десятки тысяч квартир в Луганске приватизированы. В сотнях луганских домов таких квартир – 100 процентов. И все они спокойно находятся в коммунальной собственности.
Манолис Васильевич добавляет, что «владельцы этих помещений не выказывали желания передать свою частную собственность в коммунальную».
– Да пусть нас уже хоть кто-нибудь возьмет на баланс, – говорит Анна Ивановна Лицоева из квартиры 9. – Но они же не хотят! Если бы нас хоть кто-то спросил!..
Сейчас городские чиновники придумали новую фишку. В свете того, что квартиры приватизированы, жильцам предлагают создать ОСМД – общество совладельцев многоквартирного дома. Якобы тогда-то уж город точно даст денег на ремонт.
Иначе чем цинизмом такое предложение не назовешь. Выделять деньги в помощь ОСМД мэрия не может точно так же, как не может этого сделать на любой дом, не находящийся в коммунальной собственности, на балансе городского коммунального предприятия! Это будет просто нецелевое использование средств, за которое для чиновников предусмотрена уголовная ответственность. Пойдут на это в мэрии? Нет, конечно.
А тем временем грунт проседает, трещины разрастаются… Дом 29 по ул. Тараса Шевченко – в двух шагах от печально знаменитых мест. По соседству стоят руины сгоревшего (к счастью, без жертв) Дома Васнева, поликлиники 7-й больницы. А в 5 минутах ходьбы – взорвавшаяся в прошлом году 7-я горбольница. Может, чиновники ждут, когда этот мрачный треугольник замкнется?