В Луганске обсудили проблемы учебно-воспитательного процесса студентов с особыми потребностями
31-10-2011, 17:12Подготовка студентов с особыми физическими потребностями в высших учебных заведениях требует особых форм и методов учебно-методической работы. В связи с этим на филологическом факультете состоялся научно-методический семинар «Внедрение инклюзивного образования в Восточноукраинском национальном университете имени Владимира Даля».
В семинаре приняли участие представители администрации университета и профессорско-преподавательский состав тех факультетов, где непосредственно учатся студенты с особыми потребностями. Во время работы были подняты проблемные вопросы, сопровождающие организацию учебно-воспитательного процесса в инклюзивных группах студентов с нарушениями слуха, которые обучаются по специальности «Профессиональное образование. Компьютерные технологии» на кафедре педагогики Далевского университета.
Среди ключевых проблем организации учебного процесса этой категории студентов рассматривались адаптация учащихся с особыми потребностями к новым условиям обучения и проживания; особенности познавательных процессов, которые должны учитываться преподавателями; формирование психологического микроклимата в среде академической группы; адаптация преподавателей, которые также нуждаются в психологической и профессиональной помощи по обмену опытом данного процесса; перевод сложных понятий на язык жестов, которые не всегда с первого раза понятны студентам с нарушениями слуха.
Отмечены и первые достижения Далевских педагогов в разработке особых форм и методов учебно-методической работы: с помощью новейших технологий обучения студенты с нарушениями слуха успешно изучают английский язык; для этих студентов преподается специальная схематичная методика, которую они лучше воспринимают; студенты с особыми потребностями активно участвуют в мероприятиях по культурно-эстетическому направлению, т.к. преподаватели и студенты помогают творческому выражению их способностей.
«Можно сказать, что Украиной сделан первый шаг к интеграции в европейское сообщество предоставлением возможности реализовать людям с ограниченными физическими возможностями право на получение высшего образования, - подвела итоги семинара декан филологического факультета Ольга Крсек. - И хотя для нас такая работа инновационная, мы работаем над созданием специальных методик преподавания для студентов всех нозологий, которые учатся сегодня во ВНУ им. В. Даля. Радует, что проблем с адаптацией этих студентов к физически здоровой среде одногруппников не было, более того, обычные студенты с первых дней обучения предлагали свою помощь студентам с особыми потребностями».
Профессорско-преподавательский состав филологического факультета во главе с Ольгой Евгеньевной в обучении инклюзивной группы студентов с разным уровнем потери слуха старается найти индивидуальный подход к каждому студенту с особыми потребностями, ищет новые способы удовлетворения образовательных требований каждого участника образовательного процесса. Именно с помощью инклюзии, когда окружающая среда приспосабливается к человеку, увеличивается степень участия в социуме граждан, имеющих трудности в физическом развитии.
Следует отметить, что в прошлом году в ВНУ им. В. Даля обучалось около 150 студентов с особыми потребностями. Со следующего учебного года в университете для этой категории абитуриентов лицензирована специальность «Профессиональное образование. Швейные изделия», выпускники которой смогут работать мастерами, технологами или учителями в сфере швейного производства.
Наталья Вергуненко