В Далевском университете обсудили проблемы обучения студентов со специальными образовательными потребностями
22-02-2012, 11:49В Восточноукраинском национальном университете имени Владимира Даля состоялся I Международный межвузовский научно-практический семинар «Инклюзивное обучение студентов со специальными образовательными потребностями: методология, теория и практика».
В семинаре приняли участие преподаватели луганских ВУЗов и общеобразовательных школ, представители общественных и благотворительных организаций, волонтер Корпуса Мира США в Украине Кэролайн Маккензи и методист отдела научной работы и международных связей Винницкого социально-экономического института «Украина» Андрей Коваль.
Также своими знаниями и опытом в режиме онлайн поделился директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ имени Н.Э. Баумана Александр Станевский.
«Мы стоим в начале большого и сложного пути и делаем только первые шаги, - отметил проректор по учебно-воспитательной работе ВНУ им. В. Даля Валерий Дядичев, открывая семинар. - Я желаю вам успеха и надеюсь, что в деле обучения наших особенных студентов со специальными образовательными потребностями мы будем продвигаться быстрыми темпами».
Как сообщает центр по связям с общественностью Восточноукраинского национального университета им. В.Даля, в ходе проведения семинара Александр Станевский рассказал о коррекционной программе центра для бауманцев, суть которой заключается не только в полной социализации обучающихся, но и подготовке высококвалифицированных специалистов. Среди проблем образования слабослышащих студентов (а их в московском университете обучается около 220) он отметил недостаточное количество сурдопереводчиков и отсутствие в языке жестов специальных технических терминов.
Андрей Коваль поддержал точку зрения Александра Станевского по поводу недостаточной лингвистической наполненности жестового языка. На его взгляд, корень проблемы образования студентов с ограниченными потребностями кроется в недостаточной довузовской подготовке выпускника специальной школы, поэтому необходимо внедрить программу коррекционного «нулевого курса» для таких абитуриентов.
Декан филологического факультета ВНУ им. В. Даля, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Крсек рассказала о практике профессионального обучения глухих и слабослышащих студентов в Галлаудетском университете (США). Она отметила, что в ВУЗе студенты с ограниченными слуховыми возможностями следуют правилу «Знания. Быть в социуме. Общаться», а главной целью их обучения является раскрытие человеческого потенциала и становление как экономически активных налогоплательщиков.
Директор учебно-исследовательского института труда и социальных технологий Татьяна Шаповалова отметила два основных проблемных направления для украинских студентов с ограниченными возможностями: неподготовленность общества принять инвалидов как своих полноценных членов и несовершенная законодательная база. «Инвалид хочет быть социально активным, но государство делает все, чтобы ему помешать в этом, ограничивается пустыми обещаниями и мизерной пенсией. Пора сдвинуть это с мертвой точки!» - подчеркнула она.
Итогом проведения семинара стало решение о тесном плодотворном межвузовском сотрудничестве и привлечении общественных и благотворительных организаций к решению проблем обучения студентов со специальными образовательными потребностями.
Наталия Осычнюк