В Луганске протоиерей подал иск на своих прихожан
13-06-2012, 11:44За тысячелетнюю историю православия такого, кажется, еще не было. Священник Луганской епархии, митрофорный протоиерей Андрей Дубина из храма Святого Пантелеимона Целителя (на территории областного онкодиспансера) в октябре 2011-го подал в суд на своих прихожан за клевету. Он предъявил к ответчикам иск «о защите чести и достоинства, возмещении морального вреда» на 5000 грн, а также потребовал наложить арест на их имущество. В том послании упоминались и слова Макария Оптинского: «Овца пастыря не судит», и слова Иоанна Златоуста: «Кто презирает священника, тот дойдет и до оскорбления Бога»
Каков поп Савва, такова о нем и слава
Однако прихожане-ответчики не растерялись и в свою очередь подали возражение. В нем они сообщили, что деятельность настоятеля храма противоречит действующим духовным и гражданским законам. По мнению ответчиков, истец не обосновал взыскание с них 5000 грн (из чего, собственно, состоит заявленная сумма?), не предоставил свидетельств о причинении ему морального вреда, а также не приложил надлежащего расчета его размера.
В марте 2012 г. суд закончился, так, по сути, и не начавшись. Адвокатом отца Андрея Дубины было подано заявление, где истец отказывается от своих требований. Парадоксально, но ответчики были против закрытия дела! У них было достаточно фактов для того, чтобы в судебном заседании поменяться с истцом ролями.
На судебный иск протоиерея прихожане обратились к митрополиту Луганскому и Алчевскому Иоанникию. В своем письме они заявили, что все являются пострадавшими от духовнической практики отца Андрея и просят разрешить возникшую проблему на церковном суде.
В качестве доказательства вины своего пастыря верующие приводили примеры нарушения им тайны исповеди; назначения всем без исключения епитимьи (т.е. наказания) за каждый грех – по 150-500 поклонов; отлучения из-за личной неприязни от святого причастия до 10 лет (!); использования оккультных методов «лечения»; понуждения к принятию монашества для последующих работ в личном «монастыре» на приватизированных им землях и т.д.
Еще в 2005 г. к митрополиту Иоанникию обращались более двадцати прихожан храма Святого Пантелеимона Целителя с жалобой на действия протоиерея Андрея Дубины, которые выражались в «фарисейском отношении к таинствам, насилию в исповедании и исполнении его «пророческих советов», жестокости, корыстолюбии и своеволии». Молитвенники просили митрополита «отправить в запрет протоиерея для покаяния и спасения не только его души, но и многих, ищущих спасения в православной церкви».
Прихожане писали о том, что отец Андрей предлагал повторные крещения с переменой имени, публично разглашал подробности исповедей кающихся, объявлял других православных священников «безблагодатными», заставлял разводиться с супругом и вступать в брак с другим малознакомым человеком (!), менять работу и место жительства, продавать имущество и жертвовать на его храм. Нередко в качестве «жертвы» на церковь фигурировали дома, квартиры, а жертвователи становились «монахами частного монастыря».
«Оккультная секта» в храме
Хотя Андрей Дубина вел службы в ряде больничных храмов, он запрещал обращаться к врачам, предлагая свои методы «лечения». Порой батюшка «предсказывал» своим прихожанам смерть от рака, «диагностировал» болезни от порчи и сглаза (как известно, в каноническом православии «порча» и «сглаз» считаются вредными предрассудками, суевериями. – «МГ»), которые «лечил» заговорами, «вправлениями позвонков», бинтованием голов, нелепыми послушаниями, запретами и епитимиями. Процесс исцеления митрофорный протоиерей Дубина проводил лично: закапывал нос и уши святой водой, «заговаривал» вино на излечение и заставлял его употреблять, требовал подробной исповеди лично у себя, ходить на его отчитки бесноватых.
К., бывшая прихожанка храма Святого Пантелеимона Целителя, в письме митрополиту Иоанникию сообщала: «Только по прошествии времени, уйдя с Божьей помощью из этого храма, побывав в паломнических поездках по святым местам, я поняла, что была жертвой оккультной секты, и самое страшное то, что прикрывается весь этот шаманизм православной церковью, уводя людей от Бога и истинной веры».
В другом письме Владыке верующая С. школу духовного воспитания отца Андрея сравнивала с «духовным гестапо». Она писала: «Православная церковь – это не место, где «исцеляют» оккультными методами. Именно в этом храме – громадное количество одержимых, многие из которых стали духовно больными там благодаря методам отца Андрея, лишившись имущества по его указке». Из Луганской епархии на письма прихожан долгое время не было реакции. Только после обращения верующих в июле 2011 г. в отдел по делам религий облгосадминистрации была организована встреча мирян с митрополитом Иоанникием. На той встрече верующие хотели получить у святого отца ответы на многие вопросы: можно ли заниматься целительской практикой на территории храма, имеет ли отец Андрей дар пророчества и целительства от Бога, являются ли храмы, находящиеся в ведении Дубины, монастырями.
На эти вопросы митрополит ответил отрицательно.
Монастырщина – что барщина
В августе 2011 г. прокурору и начальнику милиции Краснодонского района от граждан В. и А. поступило заявление о том, что на территории храма с. Красное находится гражданин Т., 22 лет, уроженец Донецкой области, инвалид, которого насильно удерживают в стенах «монастыря», забрав паспорт, отобрав пенсию, заставляют выполнять непосильные функции подсобного рабочего. Через некоторое время в правоохранительные органы Краснодонского района поступило обращение от гражданки Г. о том, что ее 13-летняя дочь, находясь на «послушании» в монастыре с. Красное, выполняла непосильную физическую работу, подвергалась избиениям от монахинь, в результате чего возникло нервно-психическое расстройство.
Сын другой гражданки Г. по совету настоятеля храма продал свое жилье и дважды покупал втридорога квартиры, которые мошенническим путем были отобраны у пьющих людей. «Андрей Дубина, прикрываясь священническим саном, – писала она, – умышленно наносит вред здоровью людей, семьям с целью подчинить самому себе, завладеть имуществом людей и поработить семьи для личного обогащения. На эти деньги он строит «храмы» и «монастыри», которые на самом деле построены на крови и костях тел и душ обманутых им людей».
23 марта этого года состоялось заседание епархиального совета Луганской епархии УПЦ под председательством Высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Луганского и Алчевского. На заседании рассматривалась жалоба прихожанки Х. на вмешательство в ее семейную жизнь и недостойное поведение со стороны настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г. Луганска протоиерея Андрея Дубины. Епархиальный совет постановил указать протоиерею Андрею Дубине на поведение, не соответствующее православному пастырю. Ему было рекомендовано руководствоваться в своих пастырских действиях и духовном окормлении прихожан Священным Писанием, Священным Преданием и святоотеческим учением. Ввиду неоднократных предупреждений Андрею Дубине епархиальный совет применил к нему меры канонического прещения (т.е. наказания): лишил его права ношения Митры и Креста с украшениями сроком на 6 месяцев.
Может, по православным меркам это наказание и суровое, – а ну-ка полгода без Митры и без Креста с украшениями! – да только, по нашему мнению, оно все же слабовато. Церковная практика протоиерея Андрея значительно разнообразнее, чем нам позволила охватить газетная площадь. Однако в письмах и жалобах верующих она описана достаточно подробно. И тут было бы хорошо услышать реакцию не только церковных властей, но и мирских – например, узнать мнение правоохранительных органов.
Если вы или ваши близкие пострадали от практик, насаждаемых протоиереем А. Дубиной, пишите по адресу doctor.help@mail.ru.
Олег Луганский