После остановки Лисичанского НПЗ вся управленческая структура под названием «ТНК-ВР Коммерс» утратила свою целесообразность
19-06-2012, 13:31Александр Куркин, возглавляющий в «ТНК-ВР Коммерс» направление маркетинга, работает в компании с февраля этого года. После ее реструктуризации и отмены должности генерального директора он стал одной из ключевых фигур, определяющих политику российско-британской компании в Украине. В ведении Куркина — розничная сеть, крупный и мелкий опт и поставки бензина «Укрзализныце». Его задача — решить многочисленные проблемы ТНК-ВР в Украине. Главные из них — перестройка бизнеса компании после закрытия убыточного Лисичанского НПЗ и возвращение доверия потребителей, подорванное джобберскими АЗС, продававшими некачественный бензин под маркой ТНК-ВР.
Остановив Лисичанский НПЗ, вы планировали реструктуризировать бизнес. На каком этапе этот процесс сейчас?
После остановки завода вся управленческая структура под названием «ТНК-ВР Коммерс» утратила свою целесообразность. Нет необходимости управлять поставками сырья, отгрузками, состыковками планов Москвы с предприятием — все эти функции отпали. У нас выделено четыре направления: переработка, маркетинг, В2В, представительский офис. Каждое направление напрямую подчиняется Москве. В маркетинг входят розничная, крупно- и мелкооптовая торговля, управление брендами, в В2В — авиационный бизнес, нишевые продукты вроде битумов и продажи крупному и среднему бизнесу. Представительский офис управляет репутацией и общается с госогранами.
Это оказалось более эффективным? Не придется проводить обратную реструктуризацию, когда завод начнет работать?
Нет, система останется такой же. Что касается эффективности, то у нас сейчас меньше операционных расходов, сокращена половина подразделений и сотрудников, стало больше гибкости в принятии решений. Мы начали работать с меньшей привязкой к заводу — теперь нам легче реагировать на вызовы.
Вы сворачиваете джобберскую сеть — почему?
В свое время ТНК была заинтересована в визуализации бренда, но имела мало собственных АЗС. Другой схемы, кроме джобберов, у нас по-сути не было. Но потом компания столкнулась с тем, что держать под контролем более 400 джобберских заправок невозможно. Мы не смогли контролировать качество и, много вкладывая в рекламные кампании, все равно стали терять клиентов. Было принято решение о том, что сохранение качества для нас — задача номер один. Нужно вернуть доверие потребителей к бренду. Поэтому другого пути, кроме как отказа от нечестных джобберов, торгующих некачественным топливом, у нас не было.
Считаете, что вам удастся справиться с работой лучше предшественников?
Не могу сказать, что обязательно справлюсь лучше, но буду действовать с другим подходом. В России, где я работал в ТНК с 1999 года, компания всегда ассоциировалась с качественными продуктами. В Украине мы теряем клиентов, разочарованных нашими джобберами. Поднять репутацию бренда в глазах потребителя — моя основная задача. Было бы замечательно, если бы я внедрил такое же отношение к бренду, как и в России.
Последние годы много говорят об ухудшении качества украинского топлива. В чем причинах сложившейся ситуации?
Проверяющие органы не заинтересованы в контроле. Они из года в год продлевают прежние стандарты качества. Каждую зиму практически все компании импортируют летнее дизельное топливо, которое замерзает в машинах. Оно вполне качественное, но не предназначено для такого климата. И регулятор закрывает на это глаза, хотя во многих странах это официально запрещено. Все остается на усмотрение сетей. Мы, например, контролируем закупки, проверяем весь бензин на нефтебазах и заправках. У нас есть лаборатории, создан банк паспортов качества по каждой заправке, и мы можем в онлайн-режиме просмотреть, что где продается. Кроме того, у нас работает круглосуточная горячая линия, по которой можно обратиться с жалобой, и она будет рассмотрена. Более того: мы заключили договор с СК «Альфа Страхование» о гарантийных выплатах в случае возникновения проблем. Обращения по программе уже были, и каждый случай был детально отработан.
Сколько осталось партнерских заправок в сети и как вы контролируете качество на них?
За прошлый год мы сократили их количество на 30%. У нас есть независимая лаборатория, где ежемесячно проверяется топливо с партнерских заправок. Если оно не соответствует качеству, заправка или группа заправок исключается из программы. ТНК подходит к этому вопросу бескомпромиссно. В ближайшие годы мы планируем расширять собственную сеть и поэтому расширение джобберской программы не рассматриваем.
То есть будете строить свои заправки?
В первую очередь мы сосредоточены на уже имеющихся собственных активах, которые должны быть полностью стандартизированы по правилам сети. До конца года будем работать над ребрендингом АЗС в Киевской, Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областях. В этом году планируем реконструировать порядка 30 заправок. Кроме того, начнем строить АЗС на имеющихся участках — в настоящее время их у нас имеется уже больше ста.
Планируете дополнять заправки магазинами или кафе, как многие другие сети?
Да, если будет позволять площадь, будем открывать полноценное кафе или мини-кафе. У нас есть брендированная марка — «Экспресс-кафе».
Сейчас на рынок нефтяного ритейла грозится выйти Дмитрий Фирташ. Как изменит рынок появление нового крупного игрока?
Мы работаем на многих рынках, и везде есть много крупных сетевых игроков. Кроме того, в Украине уже появились и крупные международные игроки, и довольно серьезные отечественные компании. Поэтому присутствие еще одного оператора концептуально рынок не поменяет. Главное, чтобы не было теневых преференций.
Недавно министр экономики Петр Порошенко заявил, что Кабмин может возобновить расследование импорта нефтепродуктов. Если будет введена заградительная пошлина, компания восстановит работу Лисичанского НПЗ?
Пока неизвестно, введут ли эту пошлину и какого размера она будет. Если это окажется целесообразным, завод снова заработает. По подсчетам наших экспертов, чтобы предприятие начало работать рентабельно, пошлина на импортируемые нефтепродукты должна составлять не менее 100 евро на тонне. Сейчас украинский рынок стал на 80% импортоориентированным, и цену диктуют импортеры, которые поставляют сюда нефтепродукты. Например, у белорусов цена для Украины выше, чем для европейских стран. Нужно понимать, что Украина заинтересована в энергонезависимости, которую отчасти может обеспечить отечественная нефтепереработка.
Поскольку у нас нет своей нефти, мы в любом случае останемся энергозависимыми.
В принципе да, но при этом страна выиграет от других факторов. Вся нефтепереработка дотируется. Польша, Литва, Болгария, Беларусь также не являются экспортерами нефти, но они поставляют в другие страны продукты нефтепереработки и прекрасно функционируют. Все условия для их заводов создает государство.
После введения пошлины цены на импортный бензин вырастут. Коснется ли повышение украинских нефтепродуктов?
Стоимость украинского бензина зависит от цен на нефть. Если она дорожает — дорожает бензин по всему миру. И в Украине тоже. Что касается роста цен на бензин отечественной переработки, то в прошлом году, когда наша компания работала на собственных нефтепродуктах, мы могли позволить себе достаточно низкие цены.
После ограничения импорта смогут ли украинские предприятия обеспечить страну топливом?
Если взять информацию по состоянию до их закрытия, то общее производство Кременчугского, Лисичанского и Одесского нефтеперерабатывающих заводов обеспечит порядка 60-70% потребности. То есть полностью спрос они не удовлетворят.
Наталия Гузенко
Источник: "Инвестгазета"