В Луганске расскажут об итогах мониторинга преступлений на почве расовой ненависти в Украине 2011-2012 годах
2-07-2012, 13:38Несмотря на то, что межнациональные проблемы не относятся к наиболее острым в Украине, и украинские, и зарубежные эксперты отмечают существование в стране расовых проблем, предвзятого отношения к лицам неславянской внешности и проблем в миграционной политике.
Оценивая ситуацию с преступлениями на почве ненависти, правительственные организации опираются исключительно на данные правоохранительных органов, а статистика правоохранителей сводится исключительно к подсчету количества резонансных нападений на иностранцев и количеству уголовных дел, возбужденных по профильной статье 161 УК. Эта статья признает преступлением «умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или непрямых привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам». Однако эти данные нельзя считать объективным критерием для оценки.
Фиксируя преступления, совершенные в отношении иностранцев, МВД не спешит усматривать в них преступления, мотивированные религиозной или расовой враждой. Так, по статистике МВД за период 2009-2011 годов в отношении иностранных граждан (не из стран СНГ) было совершено не менее 126 таких насильственных преступлений, как умышленное убийство, причинение телесных повреждений, хулиганство. Но как преступления на почве ненависти квалифицированно лишь 11 из них, т.е. менее 10% (в 2011 г. по статье 161 возбуждено только 2 дела).
В Украине жертвами «преступлений ненависти» являются не только иностранцы, и даже не только лица с «неевропейской» внешностью. Объектами преследования довольно часто становятся граждане, в том числе и украинцы по этническому происхождению. Такие факты, как правило, остаются вне поля зрения правоохранителей и не фиксируются как нарушение законодательства по мотивам ненависти. Кроме того, правоохранительные структуры почему-то считают указателем этнической напряженности исключительно количество случаев оказания физической расправы над «чужими», не учитывая и не предоставляя соответствующей оценки другим составляющим преступлений ненависти - фактам надругательства на могилами и религиозными сооружениями, «войне памятников», целенаправленному воздействию имущества представителей определенных групп и т.п..
Мониторинг преступлений на почве ненависти, проведенный ХПГ совместно с партнерами по проекту немецким фондом «Память, ответственность и будущее», доказал, что жертвами этих преступлений являются представители таких групп населения: иностранцы; граждане Украины с «неевропейской внешностью»; цыгане; крымские татары, иудеи, представители ЛГБТ-сообщества.
Мониторинг проводился с апреля 2011 по апрель 2012 г. в 17 административных регионах Украины: Автономная Республика Крым; Харьковская, Полтавская и Сумская области; Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области; Киев и Киевская область; Донецкая и Луганская области; Черкасская, Винницкая и Житомирская области; Херсонская и Николаевская области. Результаты проекта показали, что проблема роста расизма, ксенофобии и преступлений на почве ненависти в Украине серьезно обострилась. Заметно возросло количество насильственных действий на расовой почве, мигрантофобия, исламофобия.
В течение периода проекта зафиксировано 62 преступления на почве ненависти, в том числе 27 нападений на иностранцев из дальнего зарубежья, от которых пострадало 48 иностранцев - это гораздо больше, чем в 2009-2010 годах. Кроме того, увеличилось количество актов вандализма - осквернения могил, религиозных и других сооружений, памятников. Таких инцидентов было 23, и львиную долю из них, по нашему мнению, следует квалифицировать как преступления на почве ненависти. В ходе мониторинга было зафиксировано 38 высказываний ненависти со стороны госслужащих, 30 из которых касались цыган.
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство речей ненависти приходится на западные регионы страны, при том, что географических особенностей по преступлениям на почве ненависти и актам вандализма почти не наблюдалось. Наиболее напряженной остается ситуация в Крыму, где уровень агрессивной ксенофобии является большим, чем в других регионах страны
В дальнейшем необходимо изучить условия, которые способствуют дискриминации этих групп, на фоне которой и совершаются преступления ненависти, предложить специальные мероприятия для этих групп с целью преодоления существующих стереотипов, о них, а также изменить законодательство. Из статьи 161 уместно исключить ответственность за «умышленные действия, направленные на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями», ответственность за «Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти» выделить в отдельную статью и перенести ее к Разделу ХХ УК; изложить ч. 1 статьи 161 в следующей редакции: «Систематические умышленные действия, направленные на прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или непрямых привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам».
Целесообразно также установить административную ответственность за незначительное повреждение имущества и мелкое хулиганство, совершенные по мотивам расовой, этнической, национальной или религиозной вражды, а также за публичные призывы к совершению преступлений на почве ненависти или распространение информации, которая, в частности, содержит такие призывы.