Луганские студенты будут сами выбирать дисциплины для изучения
30-11-2012, 15:41Самостоятельно определять, какой предмет изучать, - такое право есть у студентов Луганского национального университета. Вот уже три года, как вуз практикует так называемые элективные дисциплины.
«В учебную программу по каждому направлению подготовки входят как обязательные дисциплины, так и предметы, которые можно изучать по выбору. Это позволяет провести в определенной мере персональную специализацию по выбору студента», - объяснил проректор ЛНУ Дмитрий Ужченко.
Дисциплины «на выбор» есть в учебных программах каждой специальности бакалавров вуза. От 3 до 7 предметов (в зависимости от направления подготовки) студенты могут выбрать из предложенного списка. Так, например, у студентов-гуманитариев есть возможность определить, что им более интересно и важно «Социолингвистика» или «Имиджеология», «Философия культуры» или «Эстетика». А те, кто получает высшее образование по техническим специальностям могут выбирать между «Экономической теорией» и «Основами рыночной экономики». Перечень дисциплин «на выбор», как правило, варьируется: от 3 до 9 предметов предлагаются в альтернативном списке.
Изучение предметов по выбору студентов – практика европейской высшей школы. К западному опыту перешли не только по собственной инициативе, но и согласно министерских инструкций. Педагоги отмечают, что реформа имеет свои как положительные стороны (а это повышение заинтересованности студента, возможность самостоятельно определять и реализовать свои учебные симпатии), так и некоторое несовершенство. Именно поэтому проблему изучения элективных дисциплин вынесли на обсуждение на ученом совете вуза, прошедшем сегодня в ЛНУ.
Среди недостатков ученые назвали то, что нередко по формальным причинам в списки дисциплин, изучающихся по выбору, попадают предметы, которые являются базовыми в профессии. Так, к примеру, луганские педагоги считают, что такие предметы, как «социология» или «логика» должны быть обязательными для изучения.
«Выпускники школ далеко не всегда владеют понятийным мышлением и в случае, если не выбирают изучение логики, как элективной дисциплины, не овладевают логическим мышлением», - отметил заведующий кафедрой философии и социологии профессор Илья Кононов.
Отдельное внимание уделили адаптации дисциплин «на выбор» для иностранных студентов. Такие предметы, по мнению ученых ЛНУ, должны читаться иностранцам с учетом их мировоззрения, профессиональных целей.
Отметим, что украинский опыт введения элективных дисциплин не совсем идентичен западному. В Европе, например, в вузах практически всю свою учебную программу студенты вольны формировать самостоятельно, выбирая, что из необходимых для получения той или иной квалификации, они будут изучать и на каком курсе. Таким образом, там не существует студенческих групп в традиционном для нашей высшей школы понимании. Студенты разных курсов и разных специальностей могут изучать один и тот же предмет одновременно, сделав такой выбор. В Украине эта практика пока что внедрена лишь частично.
Елена Лошакова