Несмотря на дешевую электроэнергию Коломойский решил остановить Стахановский ферросплавный завод?
7-12-2012, 14:151 декабря на Запорожском (ЗЗФ) и Стахановском (СЗФ) ферросплавных заводах начался процесс остановки производственных мощностей.
Уже в ближайшее время оба предприятия полностью прекратят свою работу. Перефразируя известное высказывание, можно сказать: то, о чем так долго предупреждали ферросплавщики, свершилось. 5-7 дней, максимум 10, уйдет, чтобы полностью загасить еще работающие ферросплавные печи (на ЗЗФ их 16, на СЗФ — 4), затем нужно будет провести техническое обслуживание печных агрегатов и коммуникационных систем, после чего законсервировать оборудование. Хорошо, если удастся все закончить до наступления холодов.
Но ведь есть еще и люди, которые трудятся на этих ферросплавных заводах: порядка 2 тыс. человек на ЗЗФ и около 1,6 тыс. на СЗФ. Все они в один момент станут безработными. Представьте, каково это — лишиться работы и достойной зарплаты, к тому же в преддверии новогодних праздников. Всем подаркам "подарок” — мизерное пособие по безработице и призрачные шансы на трудоустройство. Особенно это актуально для Стаханова, где СЗФ является градообразующим и единственным стабильно работающим предприятием, и где только на учете в службе занятости состоит около 17,5 тыс. человек, из 95,8 тыс. жителей города.
В чем причина остановки заводов? В огромных и экономически необоснованных тарифах на электроэнергию, делающих выпуск ферросплавов убыточным занятием, поскольку технология ферросплавного производства такова, что электроэнергия здесь является не столько энергоносителем, сколько самым важным сырьем. По итогам 2010 года суммарный рост энерготарифа составил 30,9% (повышался 4 раза), 2011-го — 21,4% (повышался 8 раз). Вдобавок, с 1 января прошлого года часть мощностей ЗЗФ перевели на 2-й класс потребления электроэнергии, что означало автоматическое увеличение ее стоимости для предприятия еще на 30%. Если энерготариф 1-го класса находится за гранью разумного, то что уж говорить о тарифе для 2-го класса!
Потому-то 2011 год ЗЗФ закончил с чистым убытком в 758,9 млн. грн. (2010 год — с чистой прибылью в 105,4 млн. грн.), СЗФ — с чистым убытком в 235,1 млн. грн. (2010 год — с чистой прибылью в 5,5 млн. грн.).
В нынешнем году энерготариф увеличивали 4 раза, суммарно — на 10,8%. И хотя финансовых результатов деятельности ферросплавных заводов пока нет, они точно не будут лучше прошлогодних. Подтверждением этому служит снижение производства ферросплавов всеми отечественными предприятиями в январе-октябре, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, на 14,8%.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что ЗЗФ и СЗФ были вынуждены объявить о своей остановке с 15 октября, а Никопольский завод ферросплавов — об остановке до конца текущего года. После личного вмешательства Президента страны, казалось, этой катастрофы удастся избежать. Выполняя поручение главы государства, 1 октября Кабмин принял постановление №912 "Некоторые вопросы обеспечения стабилизации работы электрометаллургических предприятий”. Документом предусматривалось, что с 1 октября 2012 года до 1 марта 2013 года ферросплавные заводы будут приобретать электроэнергию по оптовой рыночной цене, без учета дотаций для компенсации потерь, связанных с поставкой электроэнергии по регулируемому тарифу. Таким образом, цена, в зависимости от каждого конкретного предприятия (связано с условиями транспортировки электроэнергии), колебалась бы в пределах 62-67 долл. за МВт/ч. Сравнив ее с нынешней стоимостью электроэнергии по 1-му классу потребления — 93 долл. за МВт/ч — легко понять, насколько это облегчило бы жизнь ферросплавщикам.
Однако прошел октябрь — ферросплавные заводы рассчитались за потребленную электроэнергию по цене 93 долл. за МВт/ч, в ноябре — та же картина. Постановление Кабмина никто выполнять даже не собирался. Дело в том, что введение прописанной в документе цены на электроэнергию чиновники различных ведомств увязали с подписанием так называемого "Меморандума взаимопонимания” между правительством и электрометаллургическими предприятиями. Хотя в постановлении правительства речь об этом даже не шла. "Ладно, меморандум — так меморандум, — сказали ферросплавщики. — Давайте подготовим его, согласуем и подпишем”. Но не тут-то было.
Сначала первоначальный проект документа проходил длительную процедуру согласования в различных государственных органах. Почти полтора десятка всевозможных министерств и ведомств, Комиссий и Комитетов, облгосадминистраций и т.д. Наконец наши доблестные чиновники все "утрясли” между собой, и тут выяснилось: лучшее, чего заслуживает подготовленное ими "творение”, — быть приколотым на гвоздь в одном известном заведении. Речь даже не идет о столь "значительных” и "важных” поправках, вроде "Меморандум о взаимопонимании” вместо "Меморандум взаимопонимания”, или "Кабинет Министров Украины выполняет обязательства по этому Меморандуму при условии выполнения в полном объеме обязательств электрометаллургическими предприятиями” вместо "Обязательства Кабинета Министров Украины, предусмотренные этим Меморандумом, выполняются при условии выполнения в полном объеме обязательств электрометаллургическими предприятиями” (найдите в данной формулировке хоть одно различие по сути).
Как вам, например, такой пассаж: "Критерием отнесения предприятий к участникам Меморандума является следующее — удельный вес расходов на электроэнергию в себестоимости металлургического производства должен снижаться не меньше, чем на 20% или на 10% ежегодно”. Ладно, удельный вес расходов на электроэнергию в себестоимости продукции является не самым объективным показателем, но просто ответьте: так на 10%, или все же на 20%? Совершенно непонятно на сколько. Но не это главное. Уменьшать удельный вес расходов на электроэнергию в себестоимости продукции на десятки процентов невозможно не то чтобы за год, а даже за десятилетия. Технология производства ферросплавов такова, что электроэнергия — основное сырье при производстве ферросплавов, расходы на нее объективно занимают около половины себестоимости на любом ферросплавном предприятии в мире! Теоретически улучшить технологические параметры по данному критерию можно, но не более чем на ограниченную величину (в пределах 1-2%), которая определяется разницей между фактическими показателями производства ферросплавов на предприятиях и теоретическим минимумом энергии, которая является необходимой для прохождения химико-физических процессов возобновления металла в электротермической печи. Причем, слово "теоретически” в данном случае является ключевым.
Еще один аналогичный пример: "Реализовывать продукцию на внутреннем рынке по ценам, которые не превышают цену экспорта”. А что это вообще такое — "цена экспорта”? Подобного понятия, как известно, в природе не существует. Относительно же цен на внутреннем рынке (на любой вид продукции), то они являются исключительно предметом договоренностей между продавцом и покупателем. Свобода ценообразования — один из признаков рыночной экономики. Нет, если наше правительство теперь собирается директивно устанавливать все цены (скажем, с 1-го числа капуста стоит столько-то — и точка!), то тогда всякое возможно…
Не надо лукавить и утверждать, что ферросплавные заводы не получили утвержденную постановлением Кабмина цену на электроэнергию лишь потому, что не был подписан пресловутый Меморандум. Можно вспомнить другое постановление правительства (№1011 от 31.10.2012г.), которым дату начала применения энерготарифов перенесли с 1 октября 2012 года на 12 ноября 2012 года. Дескать, Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики, совместно с госпредприятием "Энергорынок” должна "принять меры для внесения изменений в Правила оптового рынка электроэнергии Украины, согласовав их с Минэнергоуглепромом и Антимонопольным комитетом”. В свою очередь, "Энергорынок” должен заключить договоры купли-продажи с поставщиками электроэнергии, имеющими лицензию на ее поставки по льготным тарифам. Интересно, было ли это сделано?
Скорее всего, что нет. Как показывает развитие событий, ферросплавщики в любом случае не дождались бы обещанных энерготарифов. Не сработал бы Меморандум — придумали бы что-нибудь другое. Уж очень сильно противодействие стороны компании ДТЭК, входящей в финансово-промышленную группу "СКМ” Рината Ахметова и являющейся фактическим монополистом в украинской энергетике. С ее подачи тарифы постоянно стремятся к заоблачным высотам, ложась непосильным бременем на отечественных производителей. В 2011 году чистая прибыль ДТЭК составила 2,8 млрд. грн., увеличившись, по сравнению с 2010-м, в 710 раз. Нынешний год наверняка будет столь же успешным. Так что о каких-либо "послаблениях” в вопросе цены на электроэнергию (даже незначительных и непродолжительных, как данном случае) речь просто не может идти. Ну, а для наших чиновников гораздо страшнее ослушаться "хозяйского окрика” ДТЭК, чем не выполнить поручение Президента страны и постановление Кабмина. Недаром многие из обладателей "высоких кабинетов” открыто, ничуть не стесняясь, говорили ферросплавщикам: "Можете хоть совсем закрыть свои заводы, если вас что-то не устраивает”. Так и произошло.
Зато с экспортом электроэнергии у нас полный порядок — в январе-октябре текущего года он на 62% превысил показатель аналогичного периода минувшего года. Как и прежде ток идет на Запад по ценам, на 30-40% меньше тех, по которым продается отечественным ферросплавным заводам. Как и прежде мы поддерживаем экономики Беларуси, Венгрии, Польши и Молдовы, ничуть не заботясь о собственной. При этом доля ДТЭК в общем объеме экспорта электроэнергии из Украины составила 99,6%. Дальнейшие комментарии тут излишни.
Закрытие двух ферросплавных заводов приведет к многомиллиардным убыткам бюджета, одномоментному росту числа безработных почти на 3,6 тыс. человек, неизбежному росту социальной напряженности в Запорожье и Стаханове. А ведь есть еще Никопольский завод ферросплавов (там трудится около 6,7 тыс. человек), который также недолго протянет при существующих запредельных ценах на электроэнергию. Кто из чиновников ответит за устроенную ими трагедию, и ответит ли?
Виктор СЕМЕНОВ, УкрРудПром