Как органы местного самоуправления Луганской области противодействуют коррупции?
31-01-2013, 09:57Как противодействуют коррупции органы местного самоуправления Луганской области в соответствии с действующим законодательством?
Ответ на этот вопрос выяснялся Луганским областным центром политических и социологических исследований «Политсоциум» при проведении мониторинга реализации антикоррупционной политики органами местного самоуправления Луганской области. Базовыми объектами исследования были органы местного самоуправления четырех городов: Антрацит, Кировск, Ровеньки, Стаханов. Финансовую поддержку проекта осуществлял Международный фонд «Возрождение».
При реализации мониторинга был проведен анализ:
организационных мероприятий органов местного самоуправления, направленных на предотвращение и противодействие коррупции;
обращений в органы местного самоуправления по фактам коррупции;
организации антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления;
освещения проблем коррупции в местных СМИ;
участия общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции.
Мониторинг подтвердил существование коррупционных явлений для жителей в громадах области, в том числе по схемам: «ЖЭК – владелец квартиры», «врач - пациент», «школа - родители», «детский сад - родители».
Так, более 60% обращений от жителей в органы местного самоуправления связаны с содержанием жилого фонда и придомовой территории. Большинство жителей добросовестно оплачивают жилищные услуги, но их реально не получают, при этом расходы ЖЭков – «закрытая тема» для населения. По оценке рабочей группы проекта, за год благотворительные взносы родителей в фонд школ города с население 70-90 тыс.человек, достигают от 1,4 млн. грн. до 2 млн. грн. Публичные отчеты об использовании таких средств не осуществляются. «Благодарность» больных врачам при лечении в стационарном отделении больницы – от 200 грн..
Кроме того, при проведении мониторинга была очевидна устойчивая тенденция для большинства органов местного самоуправления предоставления минимальной публичной информации о своей деятельности и принимаемых решениях. Это, явно не способствует противодействию коррупции в громадах.
Общественность в территориальных громадах реально не оказывает противодействие коррупции. Так, общественные советы при органах местного самоуправления по своим функциям должны бороться с коррупцией, но примеров обсуждения ими проблем противодействия коррупции или антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов местной власти - нет.
Так же местные власти не любит, образно выражаясь «выносить коррупционный сор из дома». Так, в Луганской области 14 городов областного подчинения и на 100% официальных сайтов органов местного самоуправления этих городов отсутствует раздел по противодействию коррупции.
В рамках проекта, на семинарах - тренингах было проведено обучение 130 должностных лиц органов местного самоуправления городов проекта по проблемам предотвращения и противодействия коррупции для повышения их профессионального уровня.
Партнерами «Политсоциума» при проведении обучения были: Управление государственной службы Главгосслужбы Украины в Луганской области, Луганская областная государственная администрация (сектор по вопросам предупреждения и выявления коррупции).
По результатам мониторинга подготовлены рекомендации органам местного самоуправления для повышения эффективности их деятельности по предотвращению и противодействию коррупции. Предварительно эти рекомендации были обсуждены с общественностью в городах проекта на заседаниях круглых столов. Участники круглых столов указали на такую тенденцию: недофинансирование местных бюджетов способствует развитию коррупции. В 2013 году недофинансирование от минимальных потребностей образования в громадах Луганской области составит (в среднем) 20%, а недофинансирование от минимальных потребностей здравоохранения составит (в среднем) 45-50%. Также в громадах почти нет денег на ремонт крыш в многоквартирных домах и другие работы по поддержанию этих домов в исправном эксплуатационном состоянии. Это означает, что жители буду по-прежнему плательщиками «коррупционного налога».
Органы местного самоуправления четырех городов проекта проинформировали «Политсоциум», что направленные им рекомендации будут реализовываться через их включение в планы органов местного самоуправления по противодействию коррупции.
Председатель ОО «Политсоциум»
Владимир Иванов